Что делает нас праведными, вот вопрос, на который еще не найден ответ…
***
На илл. представлен фрагмент картины Поклонение волхвов. Фра Беато Анджелико. Тондо. Дерево, темпера. Диаметр: 137,3 см. Целиком тут.
***
В мире существует множество картин, написанных двумя авторами. Самый известный пример – «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников И. И. Шишкина и К. А. Савицкого, который написал медведей. Но также есть и такие работы, в которых стиль обоих художников нечетко прослеживается и сложно отличить манеру письма одного художника от другого, будучи несведущим в исторических деталях, и сложно бывает определить авторство в изображении фигур, пейзажа, ландшафта, но стоит только узнать биографию художника – с глаз зрителя спадает пелена и все в персонаже становится говорящим.
Перед вами – тондо “Поклонение волхвов”, год рождения 1460-90 г., хранится в Национальной галерее искусств, Вашингтон, Колумбия, представляет зрителю евангельский сюжет прибытия волхвов на фоне сельского пейзажа. … Этому событию посвящено всего несколько строк в Евангелии от Матфея. Но в пересказах и толкованиях оно обросло невероятными подробностями и стало одним из самых популярных сюжетов в религиозной живописи. Картина восхищает непрерывным композиционным движением, сочностью цвета и балансом деталей-символов. Тондо -деревянная доска, где все элементы композиции – фигуры людей, городской пейзаж, ландшафт – расположены по спирали, подчеркивая форму и вплетая ее в символизм философского сюжета.
Картина интересна тем, что сочетает одухотворенные ангельские образы, написанные безгрешным человеком Гвидо ди Пьетро, причисленного на родине к лику святых, с земными фигурами, за которыми стоит обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения – Филиппо Липпи.
Проведенная в 1492 году инвентаризация состояния Лоренцо Медичи отметила эту картину как наиболее значимую в коллекции этой могущественной флорентийской семьи и атрибутировала ее как произведение Фра Анджелико. Позднее оказалось, что “Поклонение волхвов” принадлежит кисти двух художников, с абсолютно разным образом жизни.
***
Фра Беато Анджелико (букв. «брат Блаженный Ангельский», собственное имя Гвидо ди Пьетро, имя в постриге Джованни да Фьезоле) (1400 – 1465). Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, доминиканский монах, известен своей набожностью и безгрешным образом жизни, был причислен к лику блаженных и нынче считается небесным покровителем всех художников, день памяти отмечается 18 февраля.
Фра Филиппо Липпи, флорентийский художник и «монах-сластолюбец», учитель Боттичелли, и обладатель одной из самых скандальных репутаций среди мастеров раннего Возрождения, писал в присущей ему манере натурализма, подчеркивая в образах чувственность, любовь к земным радостям, страстность и жизненную достоверность, не делая разницы между библейскими образами и светским портретом. Он, в отличии от брата по краскам, был жизнерадостным, предприимчивым, веселым и падким до вина и женщин, из-за чего попадал в различные передряги, но имея могущественного заступника Козимо Медичи, которого называли Крестным отцом Ренессанса, безболезненно выходил из них. Несомненно гениев бережет судьба, ведь до встречи со своим почитателем и покровителем, избавиться от ярма невольника в Берберии, куда он попал, благодаря арабским пиратам, ему помог талант рисовальщика, которым Липпи был одарен безмерно.
В один прекрасный день Липпи по памяти нарисовал углем на стене фигуру своего хозяина в полный рост. Особенно достоверно он выписал одежды. Поскольку в той культуре существовал запрет на изображение человека, владельцу Липпи раньше не приходилось лицезреть собственных портретов. Он был настолько потрясён, что распорядился отпустить художника. В 1437 году его доставляют в Неаполь, а уже оттуда Липпи возвращается во Флоренцию.
В возрасте 50 лет, он знакомится с 21-летней монахиней Лукрецией, Бути, которую делает своей натурщицей, а когда она влюбляется в него- крадет ее из монастыря, и на след. год у них рождается сын Филиппино (самый талантливый ученик Сандро Боттичелли и даже, как считает ряд исследователей, превзошедший своего учителя). Но родные против такого союза и в религиозном обществе происходит небывалый скандал. Напомним, что Филиппо все еще носит рясу священника. Но снова вступается Медичи, и Понтифик особым указом снимает с Липпи монашеский сан. Вот тут как раз и наступает время написания нашего тондо. После написания, Липпи женился на Лукреции и в законном браке у них родился второй сын-Алессандро. Жену и детей художника мы можем видеть в одной из лучших его работ «Мадонне под вуалью».
С женитьбой и рождением сына, его религиозная живопись становится необыкновенно лиричной и проникновенной, она больше воспевает земную прелесть флорентийской женщины, одухотворяя ее дыханием любви..
С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи.
Одним из первых среди мастеров эпохи Возрождения Липпи стал включать в композиции своих картин автопортреты. Его круглое лицо с несколько саркастическим выражением мы можем видеть на фреске «Коронование Марии», находящейся сейчас в галерее Уффици. Причём Липпи фигурирует на картине дважды: один раз в виде простого монаха, подпирающего рукой подбородок, второй – в виде епископа в зеленом облачении.
Почему здесь так подробно описана часть биографии грешника и зачем она привязана к деревянной дощечке с круговым сюжетом, думаю понятно. А для тех, кто только на пути глобальных соответствий предлагаю решить, кому принадлежит Портрет молодого человека (младшему Липпи или Сандро Боттичелли) авторство спорно.
Спасибо за интересный пост! Что делает нас праведными?
Добрый вечер, Мила, да, тема глубокая и не раскрытая – может быть присутствие рядом праведника?
Спасибо. Замечательный пост.
И да, очень хочется верить, что “гениев бережёт судьба”!
Пусть она и не гениев бережёт тоже! 🙂