Что может свести эти два имени, известных в таких разных областях человеческой жизни? Только случай.
Когда во мне заканчивается заряд оптимизма, часто возвращаюсь к произведениям Франсуазы Саган. В её «элегантном отношении к абсурду» ищу спасения.
Вот и теперь… Но набираю Саган – высвечивается: Карл Саган —астрофизик, который познал тайны Вселенной. Заинтриговало, задерживаюсь – не родственники ли? Нет, не родственники, но мысли и у него интересные. Судите сами.
Наша страсть к обучению — это наш инструмент выживания.
Просто очень мне близкО. Читаю дальше – ещё ближе:
Лично я был бы рад, если бы существовала жизнь после смерти, особенно если бы это позволило мне продолжать познавать этот и другие миры и если бы это дало мне возможность узнать, как повернется история.
Или вот это, рождающее образ мира, состоящего из пазлов:
Кто-то сказал, что астрономия прививает смирение и воспитывает характер. Наверное, нет лучшего доказательства глупости человеческого тщеславия, чем этот далекий образ нашего крошечного мира. Для меня он подчеркивает нашу обязанность быть добрее друг с другом, беречь и лелеять бледно-голубую точку — единственный дом, который мы когда-либо знали.
(https://1gai.ru/blog/live/529858-76-citat-o-zemle-nebe-i-smysle-zhizni-karla-sagana-astrofizika-kotoryj-poznal-tajny-vselennoj.html),
Однако ищу дальше, и теперь уже специально набираю только имя – Франсуаза. Выпадает Франсуаза Дорэн – имя для меня совершенно незнакомое, как впрочем и для многих в нашей стране. Я по этому имени смогла найти только пару пьес. При этом, если верить Википедии, во Франции это достаточно известное имя. Поэтесса, драматург, писатель отмечена многими наградами. Блистала в 70-х годах ХХ века, написала множество популярных песен, автор около 30 пьес и 25 книг. К сожалению, в России мало что переведено, Одна из пьес на русском языке – пьеса «Самая—самая». Из аннотации:
о деликатности человеческих отношений и, конечно, о любви.
Заинтересовало.
Сейчас прочитав, очень сомневаюсь, что о «деликатности».
Дальше – простите за спойлеры :))
Три главных героя: Роксана (талантливая переплётчица старинных книг), её близкий друг и бывший возлюбленный Матье (писатель в кризисе, ищущий сюжет для своего нового шедевра) и Дэвид Грэг (молодой – очень молодой – американский миллиардер, изнывающий от скуки). Собственно завязка как раз и связана с ним.
На расхожую присказку любого, даже случайного собеседника,: “Дорого мне надо было бы заплатить, чтобы я согласился …” Пресыщенный миллиардер, покупающий острые ощущения, вызывающе вопрошает: “Сколько?” Так начинается игра для взрослых на грани морали и безнравственности. В одном из отзывов читаем:
Американец с неподдающимся учету количеством денег, готов тратить их на проверку прочности моральных устоев у тех, кого повстречает.
Сам Дэвид объясняет правила игры так:
чем выше риск, тем крупнее ставка. Например, не так давно я дошел до двух миллионов, чтобы заставить одного молодого человека, панически боящегося высоты, простоять в течение часа на подоконнике двенадцатого этажа. Впрочем, он их не выиграл.
Матье. Он упал?
Дэвид. Да. На пятой минуте!
Роксана. О!
Дэвид (успокаивая). Внутрь!
С этого начинается не только развитие действия – настоящее безумие! Потерявший берега дозволенного, Дэвид предлагает Роксане за интим с ним решить все её финансовые проблемы, проблемы её сына Николя и Матье впридачу. Получив отказ, он не успокаивается, предпринимая всё более решительные шаги на грани розыгрыша и манипуляций. И тут в безумный спор вливается писатель, получивший шанс реанимировать своё творческое вдохновение. Он активно участвует в истории, выступая тайным летописцем событий.
Четыре акта любовных зигзагов. После каждого выясняется, что так оно и было задумано…
-Она вам отказала, но вы не несчастны?
-Да, потому что она наверняка притворяется, у нее сильный характер!
-Но вы попытались вызвать ее ревность и не преуспели, значит, доказательств любви ее к вам нет?
-Да, если бы на ее месте была другая, но она слишком умна и не попала в ловушку!
Эти ловушки становятся всё более изощрёнными, далёкими от «деликатности человеческих отношений».Даже, когда в конце пьесы замысел героев, по крайней мере, одного из участников этого действа, объясняется, остаётся неприятное послевкусие.
Франсуаза Дорэн писала, что ее пьеса
о разнице в мироощущениях: можно воспринимать каждый день как шаг к смерти, а можно – как новый виток в жизненной спирали. Главная идея комедии – если не можешь изменить ситуацию, попытайся изменить свое отношение к ней.
Идея хороша, но на мой взгляд слишком завуалирована. Впрочем некоторые читатели считают эту пьесу милой.
А по мне милой является Франсуаза Саган, элегантный и искренний баловень судьбы, с границами дозволенного, которые она сама себе установила.
Интересно, Лариса, спасибо.Вместо Франсуазы Саган, всем известной-нашли двух известных людей, одного с тем же именем, другого с той же фамилией.Вот что дает правильное пользование поисковиком-а про астронома Сагана я где-то слышала-вроде у Шкловского во “Вселенная, жизнь, разум”..
Безумство храбрых – вот мудрость жизни. Я бы случайную книгу запоем читать не стал. А теперь, спасибо предупредили, Дорэн за версту обойду.
К.Сагана, не уверен что читал, но одобряю. И за “эффект Сагана” (неизбрание академиком), и за взаимодействие со Шкловским, и за SETI, и за яркие цитаты. Например —
“С моральной точки зрения сказать «мне все равно, правда это или ложь, лишь бы меня устраивало» так же скверно, как наплевать, откуда у тебя берутся деньги — лишь бы водились.” Неплохо для астрофизика.
Неудивительно, что “заканчивается заряд оптимизма”. Оказывается магнитная буря, которую прогнозировали на воскресенье – 25.02, случилась сегодня.
Андрей задал вопрос о кастрюле. Не знаю, как он, но я кастрюлю не прихватила. Заряд оптимизма истощился.
Спасибо, Лариса! Вы подсказали источник для подзарядки. Нашла сайт К. Сагана. Интереснейший человек, вместе со своей супругой.
Увлекательное получилось исследование наследия фамилии Саган! Спасибо!