Какую роль играет литература в современной “фоновой культуре”? Тема потерянности человека, мотивы безысходности, абсурдности устройства мира, мне кажется, не покинут литературу. Слишком, на мой взгляд, сильно наступление антигуманных идей на человечество. Именно поэтому не исчезнут постмодернистские акценты на формальном построении текста, декадентские настроения, доказывающие, что эстетический идеал – это фикция. Человек так и останется отчуждён от своей моральной сущности. В нем ещё более ярко будет проступать его желание отстранённости от реальности, уход в свой внутренний мир. А значит появятся произведения (уже не лирической, а большой эпической формы), наполненные философскими комментариями жизненных ситуаций или приобретённого опыта, будут стимулироваться процессы развития философии, социологии, эстетики как наук.
Должно измениться (и меняется) отношение литературы и к природе. В более широком смысле как к проблеме выживания человечества, так как смертен не только человек – само человечество. Как это отразится на фоновой культуре? Если сегодня мы уже видим, что человечество смертно не гипотетически (то есть – когда-нибудь), а в любой момент? Гибель природы как убийство её человеком и как самоубийство человечества стало не просто возможной реальностью, а реальной возможностью.
Мы видим, что вопрос о переустройстве мира, не утратив своей злободневности и своего значения, стал оттесняться тревожной проблемой – проблемой сохранения самого мира… Во всех его значениях: и как “мир – отсутствие войны” и как “мир – человеческое общество”, и даже шире – “человечество”, “вселенная”.
Как поведёт себя литература в этой современной фоновой реальности? Пока я вижу уход художественной литературы в лёгкие жанры и направления. Например, в фэнтези или мистику. Что это? Пир во время чумы?
Заметна и тенденция преобладания публицистики или произведений, так или иначе связанных с реальными людьми и реальными событиями и носящих явно пропагандистский характер.
Грустно и страшно, господа!
Грустно! Разделяю Ваши опасения относительного современной литературы! Спасибо за посты! Мы успели соскучиться!
Спасибо! Я, видимо тоже.
Странная ситуация. Ввожу пароль. В ответ – пароль не верен. Так что не обессудьте. Отвечаю, как получается :))
“Заметна и тенденция преобладания публицистики или произведений, так или иначе связанных с реальными людьми и реальными событиями и носящих явно пропагандистский характер.”
Спорить не приходиться, поскольку “ипотека главный враг свободы слова” (Андрей Васильев) всякой дряни появляется немало. И популярность жанров меняется. Нужны ж массовые тиражи, грамотность повсеместная, а это означает, что комиксы заведомо выигрывают у романов. Ни у “Войны и мира”, ни у “Семьи Тибо” шансов выиграть в массовости/прибыльности у 50 страничного детектива нет.
Кроме того, мир становится всё чудесатей и времени на обдумывание причин не оставляет. “Война и мир” написана в 60х. Много ли Вы знаете книг о Великой отечественной написанных в 21 веке? Тут бы с 91 -96 разобраться успеть, а уже учебники истории этого века переписывают.
Окружающая действительность становится фантастичнее самого пылкого воображения. Желание оставить летопись более чем понятно. И появляется Алексиевич (летопись). Появляется Сорокин (фантастика). Это поиски жанра. Аналогично уход Ермакова далеко в историю.
Всё не так безнадёжно. В топе покупок литреса и Оруэл, и Достоевский. Значит запрос на качественную литературу есть. Есть и результаты соц опросов, в которых всё время фигурирует цифра меньщинства , процентов 15. Это не исчезающе малое число. Оно-то хорошие книжки и читает.
Вы забыли и ещё один жанр – научпоп. А он тоже развивается и отвлекает от чтения художественной литературы.
Т.е. мне кажется, что на сломе эпох естественным образом страдает жанр “романа”. Возможно он уже проиграл, но не исключено, что писатели взяли кофебрейк на обдумывание. А пока:
“И чего-то не выразив, ты стоишь, человек, посреди телевизоров, небосклонов, телег…”
Но, как говаривал Капица, “когда-то ж и думать надо”, не только работать (книжки писать)
Обидно, но соглашусь с мыслью о романе и комиксах. В комиксах можно увидеть уже и переложение классических произведений. И от этого тоже становится грустно.
Спасибо, что ответили.
Лариса, что ж Вы грустите? Кино не вчера изобрели. Особенно мне нравятся экранизации по нашей классике. Вот список экранизаций Анны Карениной – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC). Не смотрел, но впечатляет.
Теперь есть ещё комиксы и краткое изложение.
Каждому своё.
Ещё к жанрам.
https://www.ng.ru/culture/2023-11-19/6_8880_doc.html
К мысли о “выживаемости”. Спор с ней ведётся ещё с античных времён: “Не хлебом единым…” И вопрос об ответственности человека культуры перед своими читателями, зрителями, слушателями до сих пор не снят с повестки дня.
А о новом ЖАНРЕ – «вербатим в наушниках», очень интересно. Спасибо.