Интеллектуальный брак Джона Стюарта Милля и Гарриет Тейлор

Это перепечатка из музея Кью. Тоже потому что дорога.

2
Интеллектуальный брак… Каково словосочетание? Хотела было посмеяться над заглавием статьи Бондаренко Д.И., которую читала, и набрала: "брак – какой? Определение". Поисковик выдал:

Виды брака:
·         гражданский (законный, зарегистрированный);
·         фактический (совместное проживание и создание семьи без официального признания);
·         фиктивный (созданный из корыстных целей, поэтому недействительный);
·         церковный (обряд венчания в церкви),
·         Есть даже идеологический брак (идеологический тандем) С таким пояснением: "…соединив свои судьбы, связав жизни в единый пучок, супруги создают связку, подобную альпинистской двойке, где при преодолении сложных горных склонов один неизменно страхует другого и берет на себя ответственность за спасение партнёра, иногда даже ценой собственной жизни".
·         Есть и пояснение и к интеллектуальному браку: "Могучая сила влияния — одна из самых выдающихся потенций человеческого интеллекта — рождается во времени, проходя длительный путь от вопроса без ответа до полного синтеза окружающего мира".
Ну вот, хотела посмеяться, а получила: “Не играйте в шахматы с компьютером”.
Так что, Бондаренко Д.В. был совершенно прав, назвав брак Джона Стюарта Милля и Гарриет Тейлор интеллектуальным браком.
Поэтому название статьи заимствую у Д.И. бондаренко. Только я увидела в этом браке не вопрос и формирование ответа через “синтез окружающего мира “, а нечто большее. Любовь и уважение друг к другу.
Дж.С. Милль познакомился с Г. Тейлор в 1830 г. в радикальном кружке, возглавляемом унитарианским священником Уильямом Фоксом. Миллю было 24 года, Гарриет – 21, она была женой аптекаря Джона Тейлора и матерью двоих сыновей. Члены кружка Уильяма Фокса придерживались радикальных взглядов на любовь, брак и развод, выступали за равноправие полов. Невзирая на юный возраст и наличие маленьких детей, Гарриет часто публиковалась в газете Monthly Repository, редактором которой был У. Фокс. Её заметки поразили Милля независимостью и оригинальностью суждений. Стоит ли говорить, что между молодыми людьми возникла глубокая симпатия?
Гарриет призналась мужу, Джону Тейлору, о существовании привязанности к Миллю. Тейлор поставил жене ультиматум: она должна прекратить свои отношения с Миллем, чтобы не шокировать общественное мнение, пока слухи не перешли в скандал. Однако, в конце концов, Джон Тейлор смирился и согласился на разъезд. В 1833 г. Гарриет с одним из своих сыновей и дочерью переехала в загородное поместье недалеко от Лондона. Супруги сохраняли видимость отношений, и Милль смог жениться на Гарриет только в 1851 г., после смерти Джона Тейлора.
Этот брак был счастливым, но недолгим: в 1858 г. Гарриет умерла в Авиньоне, куда переехала пара, от легочного кровотечения. Ранняя смерть Г. Тейлор стала ударом для Дж. С. Милля: он потерял не только жену, но и лучшего друга и единомышленника. Значительную часть оставшейся жизни он посвятил увековечению ее памяти.
Милль не только признавал, но и постоянно подчеркивал вклад, внесенный Гарриет в его произведения: “Когда двое одинаково мыслят и приходят к одинаковым выводам, когда все вопросы, представляющие для них интеллектуальный или нравственный интерес, обсуждаются в ежедневных разговорах… Если они руководствуются одинаковыми принципами и приходят в результате совместного размышления к одинаковым умозаключениям, не так уж важно, кто из них держит перо; тот, кто внес меньше в написание работы, мог внести больше в ее осмысление; произведения являются их совместным продуктом, и часто бывает невозможно определить, кто автор какой-либо его части, и с уверенностью утверждать, что это принадлежит одному, а это – другому. В широком смысле, не только во время нашего брака, но и в течение многих лет нашей доверительной дружбы, которые ему предшествовали, все мои опубликованные произведения были в равной степени и ее работами; ее вклад в них все более увеличивался с годами”.
Этот интеллектуальный союз совершенно противоречил официальной идеологии викторианского общества, рассматривающей женщину как существо, чьи интеллектуальные способности значительно ниже мужских. Вот что писала Г. Тейлор в статье “О браке” (On Marriage): “… мы можем встретить очень мало браков, в которых существует искренняя симпатия и взаимопонимание между супругами”.
При заключении брака с Гарриет Милль выразил несогласие с существующей гендерной системой в брачном контракте, который был обнародован.Он заявил, что его любимая женщина равна с ним в правах. Известный мыслитель отказался от всех преимуществ и прав в отношении жены, предоставляемых мужу английским законодательством: “Я считаю своим долгом включить в данный документ официальный протест против существующих законов о браке и даю искреннее обещание никогда и ни при каких обстоятельствах не прибегать к ним. В отношении брака между миссис Тейлор и мной я выражаю как свою волю и намерение, так и достигнутую нами договоренность, что она сохранит полную свободу действий, свободу располагать собой и всем, что ей принадлежит… Я полностью отвергаю все права на нее, приобретаемые мною с заключением этого брака”. Этот шаг, возможно, имел не меньшее значение для формирования новой культуры отношений между мужчиной и женщиной, чем его знаменитая поправка к избирательному закону 1867 г., которая привела к предоставлению женщинам избирательных прав.
Благодаря огромному влиянию, которым пользовался Дж. С. Милль в радикальных кругах, его образ жизни и отношения с любимой женщиной стали своеобразным эталоном, которому стали следовать многие его современники.
+1
1
+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
2

Автор: Larissa Chebaturkina

Литература, Русский и Родной язык,

Интеллектуальный брак Джона Стюарта Милля и Гарриет Тейлор: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...