Философия и красота китайских иероглифов

Это небольшое эссе я посвятил нескольким китайским письменным знакам для того, чтобы привлечь ваше внимание к красоте союза философии и словесности.

10

Возникшая на территории Китая письменность совершенно не случайно названа идеографическим знаковым письмом. Идеографическое письмо (от греч. idéa — идея, образ и grápho — пишу), это такой тип письма, в котором знаки обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов — морфемы. Идеографический характер имела письменность Др. Египта,  шумеров, но наиболее интересный посыл мы видим в иероглифике Восточной Азии. Главная сложность в написании – рисовать нужно слева направо и сверху вниз, не отрывая руки. Зато, кто научится легко это делать, может считать себя счастливым, ведь положенный на бумагу символ свяжет пространство и время.

Идеографическая письменность имеет от алфавитной существенное отличие, один знак может состоять из нескольких ключей с индивидуальным лексическим значением. Такие ключи принято называть графемы, опустим симбиоз графики с фонетикой.  Более привлекательным является составление из этих кирпичиков простейших историй – собственно они и являются сутью глобального понятия в образе иероглифа.

Есть ключи, которые могут использоваться самостоятельно как слово в виде одного иероглифа или быть в составе двусложного или трехсложного слова, а могут быть составной частью иероглифа. Как например трава艹 в составе слова это растение (с добавлением других графем может быть и чай, и цветок, и овощ) или вода в составе слова может быть и озером и алкоголем. ))

Самый распространенный иероглиф – человек, представляет собой фигуру человека с ногами на ширине плеч или точнее – человека в императорском традиционном одеянии лунпао. Лун+пао “long”- дракон, “pao” – платье, одеяние, упрощенно это халат расшитый драконами, как символ власти и избранности императора. В Китайской национальной культуре все имеет глубочайшее значение, в том числе и одежда – ее цвет,  фасон,  вышивка, а символы должны были передавать основную идею  о единстве трех мировых начал: Неба, Земли и Человека (Император считался сыном неба и являлся частью космологической системы как Ось мира между Небом и Землей. Поэтому земной человек зрелый (ключ большой) расставил руки в стороны . Но над человеком всегда есть что-то высшее, то, что направляет его шаги. Недаром же про талантливого человека говорят что он с небесным даром. Теперь интуитивно становится понятным, почему иероглиф  небеса такой . Это дает ключ к понимаю того почему Китай – Поднебесная.

Сюда же отнесу и начертание числа 3 (небо-человек-земля)三, нетрудно запомнить будет что 1 это одна черта, а двойка – две черты.  Но мы отвлеклись, потому что есть замечательный иероглиф работа: это человек-вертикальная черта  между двумя горизонтальными чертами – земля и небо. Стоит ли говорить что этот ключ практически никогда не является самостоятельным, а составляет часть какого-либо действия.

О ключах можно говорить бесконечно, поэтому, прежде чем прерваться, еще несколько слов о нужных нам знаках:

Знак сердце изначально очень похоже изображал этот орган, и хотя в массовом письме потерял некоторые черты , но все равно в классическом начертании остался похожим на сердечное биение 心, он составляет основу многих иероглифов, которые связаны с духовными качествами и внутренним миром человека. Следует уточнить, что в китайской традиции сердце больше относится к уму, нежели к чувству. Так иероглиф мысль  思 состоит из 2х основ «звук» и «сердце», его значение «голос в сердце».

И прежде чем перейти к сложным иероглифам, осталось пояснить начертание знаков талант и друг. Очень интересен иероглиф талант 才, изначально, это человек, трогающий небо возведенными вверх руками или поцелованный небом, к сожалению, современное начертание утратило первоначальную графику, но ее можно увидеть на иллюстрации, имеет значение – получение решения.

Теперь, когда принцип построения понятен, пора перейти к сложным иероглифам, которые содержат несколько графем.

Понятие друг состоит из 2х графем  : трактуется как рукопожатие иероглиф состоит из двух частей: ナ левая рука и 又 правая рука, эта связь в символе.

Иероглиф Любовь 愛 при написании имеет 13 элементов, состоит из 4 графем, а читается всего двумя  фонемами アイ (ай), (интересно, что запрос ай в поисковике перенаправляет на  ИИ/ приметы времени) . На основе перечисленных частей, вы можете сами интерпретировать этот символ. Судьбоносный коготь (как тут не вспомнить др.греков и амура со стрелами) вцепляется в сердце, как покрывалом окутывает его и внутри рождается дружба.

Предлагаю дочитавшим самим сделать трактовку иероглифа Любовь в комментариях.

 

+1
2
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
10

Автор: Darin

Искусство и культура, педагог, художник .. и почти все о Renault Logan

Философия и красота китайских иероглифов: 3 комментария

  1. Спасибо! Очень интересно! Вы знаете, я увидела в иероглифе Любовь 愛, что-то от понятия Друг, смотрите 友 (если присмотреться, то видно 又 – правая рука?)

    4
    1. Добрый вечер, Людмила, спасибо за оценку. Да, многие трактуют иероглиф “любовь”- как союз (рукопожатие это союз) сердец, укрытый судьбоносной (небесной) встречей. Можно самому придумывать истории-иероглифы на основе словаря Канси (https://ru.wikipedia.org/wiki/Словарь_Канси), в нем собрано 214 ключей.

      4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...