Цитаты и афоризмы в экзаменационном эссе на ЕГЭ

Ещё на заре ЕГЭ, когда только начинали говорить об экзаменационном эссе, авторами Единого государственного подчёркивалась мысль о необходимости субъективности каждой письменной работы учеников.

2

Экзаменационное эссе по замыслу создателей ЕГЭ должно было быть близко к эссеистической философии. Кроме недоумения по этому поводу (всё же философствование не самая сильная черта человека в 16 -17 лет), возникала мысль: как можно говорить об эссеистической философии и одновременно о понятийной системности, алгоритмизации экзаменационной работы. Эссе – априори, это связь мыслей не упорядоченным системным образом, а образно: свободным полётом мысли, оформленной при помощи речи.

Многие методисты рекомендовали начинать или заканчивать свою работу эффектной цитатой, отражающей смысл рассуждений по заданной теме.

Вот тогда впервые и заговорили с учениками и студентами об афоризмах. Согласились, что в афоризмах заключена вся суть смыслообраза, создаваемого в эссе. Например, если пишешь что равнодушие – зло, то афоризм помогает более точно подтвердить эту мысль. И тут столкнулись с ещё одной проблемой – субъективностью авторов цитат. Некоторые суждения по той или другой теме были противоположными. Кто-то подтверждал мысль, что равнодушие – зло, а кто-то оправдывал людей, старающихся не вмешиваться в проблемы других. Вывод был сделан: прежде необходимо определить собственное отношение к теме, проблеме, а только тогда уже подбирать цитаты.

Разберём для примера тему мести в художественной литературе. Я – в роли ученика, пишущего сочинение.

Наиболее знакомые всем афоризмы на эту тему:

Месть – это блюдо, которое подают холодным” и

Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага”.

Кто-то посчитает их противоположными по смыслу. Я нахожу в них общее: и в том, и в другом случае авторы высказываний принимают мысль о праве существования мести. В первом случае – позиция автора активна, он живёт с этой всепоглощающей страстью о возмездии и наказании обидчика (Андрей Болконский, например, ищущий Анатоля Курагина, чтобы не просто вызвать его на дуэль, – убить. Или Сильвио из “Поединка” Пушкина, восемь лет мечтающий об ответном выстреле).

В другом случае – пассивное ожидание, но всё равно –  ожидание возмездия. Сидишь себе у реки, не любуешься красотой мира, плавно текущими водами, зелёными берегами реки, а… ждёшь, когда же исполнится это:”Мне отмщенье! Аз ВОЗДАМ! ” А в чём по сути разница? И там, и тут ты обедняешь себя, подчиняешь свою жизнь этой разъедающей тебя страсти. По мне так самое правильное – простить и забыть. Второе, правда, не сразу удаётся. Иногда что-то мешает. Например, неопределённость, неточность, неуверенность в своих предположениях. Иногда может помочь мысль, что именно это – неумение подчинить себе свою память – может помешать тебе сохранить свой внутренний мир, который строил так тщательно и долго. (Опять беру примером Андрея Болконского, когда он встречается с раненым Анатолем… Простил, потому что увидел в своём “враге” живого человека. Или Болконский и Наташа перед смертью Андрея – в этом случае позиции героев очень близки. К Андрею возвращается его небо, которое он увидел ещё под Аустерлицем, к Наташе “то грозное, вечное, неведомое и далёкое, присутствие которого мы не перестаём ощущать в продолжение всей своей жизни”. Есть ещё один пример – пушкинский Дубровский, отказавшийся от мести, потому что полюбил).

Человек, который одержим идеей мести, теряет себя и способность быть счастливым, поэтому его душа разрушается. Счастье человека не включает в себя месть. Счастье – это гармония души, которую могут разрушить мысли о мести.  Если обида не отпускает, подумай о том, насколько велика твоя доля в том, что она возникла. Сделай определенные выводы, которыми в будущем поделишься, может быть, с внуками. И живи себе спокойно дальше. Когда сможешь, когда тебе поможет память. Потому что “Гармония обретается, когда у нас достаёт мужества признать своё несовершенство” (Д. Геммел, “Волк среди теней”)

Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть мысль: использование афоризмов несомненно украшает экзаменационную работу. Но используя цитаты и афоризмы необходимо помнить о том смыслообразе, который создаёшь в своём эссе, чтобы они не внесли диссонанс в содержание работы.

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
2

Автор: Larissa Chebaturkina

Литература, Русский и Родной язык,

Цитаты и афоризмы в экзаменационном эссе на ЕГЭ: 3 комментария

  1. Спасибо за публикацию! Недоумение вызывают задания ЕГЭ. Кто их составляет и на что ориентируется?
    Сложная тема даже для взрослого человека. Мысли созвучны Вашим!
    Не возражаете против картинки в Вашем посте?

    2
  2. Спасибо! Ваша статья навеяла почти забытое воспоминание (хотя оно не совсем к месту, наверное). У меня в юности был друг, для которого не составляло ни малейшего труда придумать эпиграф к любому сочинению, на любую тему. Точно эпиграфов я не помню, но выглядело это примерно так.
    Сочинение о подвиге краснодонцев (да хоть о жизни утконосов). Чувак вначале моментально пишет эпиграф – «Жизнь отданная делу грядущих поколений, это и есть настоящая жизнь!». (Инициалы не помню). Шверник. Соч. т.1, стр. 78.
    Знал, что никто Шверника (мог быть Калинин, Орджоникидзе и т.д.) не читал, никто и понятия не имел, а издавались ли его сочинения, (никакого интернета не было!), главным было указать известную личность и придумать подходящую цитату, ну а с этим у него проблем не было.

    2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...