Поменять книжку на какую-либо другую, подходящую по возрасту, малышка не хотела. Вокруг посмеивались, наблюдая за нами. И тогда к нам подошёл молодой человек и, сказав, что ему, как автору, очень хочется подарить эту книжку юной читательнице, подписал:”Виталине – чтобы учиться в школе было веселей”. Понятно, что придя домой мы, рассмотрев картинки, поставили книгу на полку и благополучно о ней забыли. И вот этим летом уже с внуком на неё случайно натолкнулись. От души насмеялись. Захотелось узнать об авторе чуть больше.
Артур Александрович Гиваргизов родился 13 марта 1965 года в Киеве. Через три года семья переехала в Москву, где он окончил Музыкальное училище при Московской консерватории. Сейчас он работает педагогом в музыкальной школе, преподает игру на классической гитаре и пишет смешные, необычные рассказы.
ЛОШАДЬ
– Дедушка, а как ты в молодости познакомился с бабушкой? – спросил Коля.
– Жили по соседству, – ответил дедушка. – Я в Федыкино, а она в Рясне, на той стороне оврага.
– Да?! – обрадовался Коля. – Мне тоже наша соседка нравится! Из тридцать девятой квартиры!
– У них лошадь была белая, и я влюбился.
– В кого? – не понял Коля.
– В лошадь, – сказал дедушка. – Я лошадей люблю и собак. А кошек, черепах, хомяков – не очень.
– А бабушка?
– Что бабушка?
– Как же бабушка? – недоумевал Коля.
– А что бабушка?
– Бабушке ты что сказал?
– А что я ей должен был сказать?
– Ну, вы же поженились потом?
– Да, а что?
– Ничего, – вздохнул Коля
Дедушка тоже вздохнул и включил телевизор:
– Красивая была лошадь.
– Мне тоже соседка нравится, – сказал Коля. – Из тридцать девятой квартиры.
– Красивая была лошадь.
Гиваргизова часто называют «непедагогичным» писателем за его несерьезный взгляд на школу, учителей и родителей, и может быть, поэтому его рассказы так нравятся детям. Учителям и взрослым – не всегда.
Параллельно с произведениями для детей Гиваргизов пишет свои абсурдинки и для взрослых. Например, автобиографию… Вот несколько фрагментов. Улыбнитесь…
-5 лет. Разбил большущим железным экскаватором окно детского сада. Не хотел, не виноват, я целился в воспитательницу, а она увернулась<…>
-7 лет. Убежал с другом к индейцам, поступать в племя. Доехали до “Автозаводской”, индейцев не нашли. Засомневались: “Может, их и нет в реальной жизни? Только в книжках и фильмах?”<…>
-18 лет. В армии. Научился за три недели играть на волторне и теноре. Нелюбовь к половой тряпке творит чудеса.<…>
-19 лет. В армии. Спас пакет с оркестровыми бутербродами. Получил десять суток гауптвахты. (Машина, в которой оркестр ехал на ночную репетицию парада на Красной площади, загорелась, но всё закончилось благополучно: музыканты со своими инструментами спокойно выпрыгнули. И от волнения сразу почувствовали голод. “Мы забыли в машине бутерброды!” – с ужасом воскликнули музыканты. “Это вы забыли”, – усмехнулся я. “А где твоя валторна?” – спросил меня дирижёр)<…>
-40 лет. Чёрное море. Так далеко заплыл, что потерял берег. Вышел на закрытом секретном пляже, в трёх километрах от места, где заходил. Охрана пляжа потребовала паспорт. Хорошо, что я всегда его кладу в карман плавок.<…>
Есть в его рассказах для взрослых персонаж – шестидесятилетний Михаил Михайлович из поселка Песочный, что на берегу Северного Ледовитого океана. Конечно же, речь совсем не о скучном пенсионере. Все зовут его просто по имени.
Миша – человек хотя пожилой, но очень, по-детски, счастливый, «потому что маленький, несерьёзный и мудрый – это одно и то же».В Песочном всегда есть место обыкновенному чуду, а счастье его жителей – в простых и понятных вещах. Песочное маленький уютный мирок, о котором хочется читать, сидя в комфортном месте… наедине.
Может и вам понравится?
Спасибо, забавно.Похоже на Хармса и других обэриутов..
Да, точно. от Хармса очень много… Спасибо!
Замечательный комментарий к Вашей дилемме о роли литературы. Какой урок можно извлечь из жизни человека, который держит у себя мамонта, медведя и моржа?
Я вынес только, что он отличный писатель и книги его читать приятно и полезно.
Ну в продолжение темы гороскопов: я упряма, своенравна, непокорна и неотступна, как все кошки (и дикие, и домашние) поэтому стою на своём литература и учебник, и потешка. Какой урок в потешке? – спрашиваете Вы, и я удивлена: ведь Вы всегда на вершине анализа любого произведения. Урок… детского восприятия жизни. (Не слишком вычурно?)
“Урок… детского восприятия жизни”. А этому можно научить? С этим рождаются. Можно только отучить.
Тема неисчерпаема, поэтому пару примеров.
Учитель рисования в школе (член союза художников, дочь тоже будет художником). Рождается ребёнок, перерыв в пару лет. Возвращается в школу. Домой приходит расстроенная. Все дети были яркими индивидуальностями, теперь все рисуют одинаково.
Главный электрик ОКБ МЭЛЗ (здоровый комплекс дореволюционных зданий) уходит на пенсию и становится простым электриком. “У меня появилось детское ощущение бесконечности времени”
По помяти (Арнольд цитирует Пуанкаре в “Экспериментальной математике). Научить дробям можно только двумя способами: на торте и яблоках. Любой третий приводит к результату: 1/2+2/3=3/5 .
PS Да не захваливайте Вы меня. Если уж так хочется, сагитируйте Лютим ввести в достижения – “Коптильник разума” и присвойте мне ураз и навсегда
“Да не захваливайте Вы меня.” Ну честно – не знаю, как Вам сказать о том, что мне что-то нравится в Ваших ответах. Как? Вот все три Ваших аргумента – мне понравились. Знаете почему? Они свежие для меня. Если бы Вы вспомнили Николеньку Иртеньева в связи с детским восприятием жизни, я бы возможно скользнула взглядом и мысль моя устремилась бы дальше, возможно, к Пуанкаре. Потому что пример с дробями мне вообще не знаком, и я бы как гурман стала бы облизывать эту вкусную конфетку с всех сторон, убеждаясь в точности и красоте чужой мысли… Но теперь даже не знаю, как донести это своё ощущение…чтобы не вызвать у Вас неприятие. 🙁
Тогда Вам должныочень понравится введение и пару первых глав Хаоса Пригожина. Например, цитата из Шрёдингера о неразрывной связи науки и культуры.
Андрей, Вы так замечательно почувствовали эту миниатюру. И такой классный вопрос в лоб: “Какой урок можно извлечь из жизни человека, который держит у себя мамонта, медведя и моржа?” Нет, правда, в точку!
“…он отличный писатель и книги его читать приятно и полезно”.
Мой же ответ – это фанера над Парижем, победа учительской косности над новой мной. Чуть-чуть стыдно. В моём ответе правда только, что литература – и учебник, и потешка, потому что интересно.
Не понял кто-кого победил. Всё наоборот!? Не косность Вас, а Вы косность! Своенравием и неотступностью.
А мне приятно, когда меня хвалят :)) Мне хочется замурчать и потереться о ноги :))
Да всем приятно, когда не ругают. Я просто привык к формулировкам типа : “Молодец, возьми с полки пирожок!”, при том что пирожков на работе не держат.
Нет, эту формулу про пирожок сразу отвергаю. Даже объяснить не могу – почему. Объяснения получаются глупыми. Ну может быть так? В такой формуле я бы увидела принижение того, кто сделал что-то хорошее, за что можно поощрить пирожком. Ну это не совсем то, что я хотела бы сказать.
Понятно почему. Реакция гуманитария. Николенька бы тоже обиделся.
Как говаривал Володя Халаим: “Андрей!? Ну я понимаю, я бы так сказал. Тяжёлое детство, чуть что – ложкой по лбу. Но ты-то, из интеллигентной семьи…”
А “пирожок” это любимое высказывание Витюнчика Ефимова, дфмн, чемпиона СССР по альпинизму.
У Свержина оно же, более развёрнуто: “Молодец, на бутерброд с маслом сегодня заработал, но чай пить будешь без сахара”.
Я же воспринимаю это так: “Молодец, но не зазнавайся”
PS Грубый Корнеев Саше Привалову: “А я-то думал ты у нас дурак!”