Тренинг на мышление

На пост сподвигла фраза из обсуждения: «Не физика определяет жизнь и мышление».

4

Тут открыла случайно одну книжку по психотренингу. А в ней задачка без ответа:

«Герой романа В.А. Слепцова «Хороший человек» Сергей Теребенев, «неслужащий дворянин», после долгого путешествия по Западной Европе возвращается на родину. Он думает о том, «что ему предстоит делать в России, как он будет служить народу, как трудна будет его роль…» И вдруг почему-то вспомнил, как в детстве его учили танцевать. «Представилось ему, что стоит он в зале, у дышащей теплом печки. В открытую дверь столовой виден стол, накрытый к чаю, с кипящим самоваром посередине, вкусно пахнет пирогами. Лицом он повёрнут к этому манящему, покрытому цветной скатертью с кистями столу. Ноги вывернуты в третью позицию…» Все: и родители, и дворня – с интересом смотрят на обучение барчука. «Вдруг скандал: одна нога Серёжи как-то подвёртывается, заплетается за другую, и он, сбившись с такта, останавливается…

-Эк, какой ты, брат! – с укором говорит отец. – Ну ступай опять к печке, начинай сначала

-Извольте стать к печке, – уныло повторяет и учитель.»

Вопрос: «Почему герою романа вспомнилась в данной ситуации именно эта картина из детства?

+1
0
+1
2
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
4

Автор: Larissa Chebaturkina

Литература, Русский и Родной язык,

Тренинг на мышление: 19 комментариев

  1. Интересная цитата..Романа не читала-но, видимо, таким описанием автор хотел подчеркнуть, как трудна(а может, и не выполнима) поставленная героем перед собой задача “служить народу”-и как придется герою сделать много попыток на этом поприще.Кроме того, видимо, именно из этого произведения пошла известная фраза “танцевать от печки”-т.е. делать что-то с самого начала.Поучительно..

    3
  2. Эк Вы хитро заплели краткую запись и текст.
    Из психотренинга следует, что споткнувшись где бы то ни было следует возвращаться к любимой печке. При такой манере поведения на физику и мышление времени уже не останется. Зато выработается условный рефлекс.

    3
  3. Андрею.
    “Плясать от печки” и у меня первое, что пришло в голову. Однако смущает подробное описание стола, накрытого к чаю, запах пирогов и реакция отца и учителя танцев. Просто это задачка под номером 7 и она уже без ответа, ответы только у №№ 1-3, а в них даже цвет вечернего неба играл какую-то роль.
    У меня абсурд получается: начать сначала трудно – мешает недовольство тех, кто от тебя ждёт безукоризненности, и запах пирогов

    И да, с подводкой только одна связь – слово “мышление”, так как и задачка из раздела”мышление”

    2
      1. Почему не устроила, если я думаю в том же направлении? Но… Куда-то надо пристроить пироги и папашу с учителем

        3
        1. Ну, нельзя же излагать вопрос прямо так, в лоб?Пироги и учитель, на мой взгляд, призваны затемнить смысл и усложнить ответ-вот и вся их функция..

          3
        2. Ларисе. (Но на “Теперь для меня это сложно. Но попробую…”)
          Я хочу добиться признания принципиального отличия печки в посте и печки Грабаря.
          В посте печка одна и только одна. Родительский дом. начало начал. Чтобы не случилось, надо вернуться туда. погреться, набраться сил и тогда можно заняться делом (слово сингулярность в Ваш словарь уже попало).
          Грабарю надо нарисовать для определённости ирис. Для этого у него есть много печек. От японской классики до “Ржи” Шишкина или “Подсолнухов” Ван Гога. Он выбирает печку со скоростью мысли. И, если выбор не понравился, начинает от другой печки. Ирис один — результаты разные.
          Или. У Колумба была одна печка и один способ передвижения в Америку. Сейчас эти печки разбросаны по куче аэропортов мира + портам. К вашим услугам Боинг и Аирбас, Куин Мэри и КонТики.
          Это всё точки старта (печки) для начала движения (решения задачи). Неужели их смысл принципиально не изменился?
          PS Замена печки художником — у Тендрякова в “Свидании с нефертити”. В последний день, день сдачи работы меняется холст. А с ним (грунтовка с синькой) меняется портрет.

          1
  4. Лариса, задали задачку! Физики – не лирики! Хочу признаться, что не на своей поляне стараюсь не играть! Если можно, то приведу слова академика В.В. Виноградова:

    В этой картине воспроизведена не только сцена танцования от печки, но и с необыкновенной полнотой и ясностью обозначены те «внутренние формы», те мотивы, которые привели к метафорическому переосмыслению, обобщению фразы танцевать от печки.

    У И. Э. Грабаря в мемуарах «Моя жизнь» (1937) читаем: «Каждый из нас почти всегда – исключения редчайши – исходит от какого-либо образца, в данное время наиболее ему любезного, от мастера, владеющего сегодня его думами и чувствами. Иногда он длительно пребывает в плену мастера – избранника, иногда вчерашний мастер сменяется сегодняшним, чтобы завтра уступить место новому. Выражаясь вульгарно, мы танцуем от печки: вчера от печки старого мастера, сегодня – Моне, завтра – Сезанна… Если в импрессионистических пейзажах я исходил из системы Клода Моне, хотя и сильно видоизмененной, то в портретной серии трудно определить, от какой “печки” я в них танцую. Только в отдельных чертах что-то улавливаешь, но и то не столько нащупываешь то или другое имя – этого как будто нет, – сколько вообще ловишь себя на “приемах”: “танцование от печки приемов”. И вот со всей решительностью передо мною встал вопрос: а нельзя ли вообще не танцевать от печки, нельзя ли так взглянуть на натуру и так ее увидеть, чтобы зрителю не бросались в глаза ни приемы, ни мастерство, ни даже живопись, но чтобы он просто почувствовал дыхание жизни, трепет жизни, красоту жизни?» (с. 314). Ср. там же: [В работе над портретом девочки “Светланы”] «я забыл о всех “печках” на свете, стараясь заодно забыть и свои собственные давние и недавние ”печки”… “танцовать” вообще ни от чего не следует, ибо не мы должны диктовать натуре наше решение, а натура подсказывать свое

    3
    1. Людмиле. А разве это про то? У Грабаря о сложностях сделать своё и по-своему. А первый слой в задаче — память неудач, необходимость раз за разом под давлением начинать всё сначала

      3
      1. Андрей! Это про то. Не мудрствуя лукаво, посмотрела об этой фразе у Виноградова и привела отрывок из История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук.
        Прочтите сами тут

        3
        1. Лютим. Не отпускает меня Ваша с Ларисой печка.
          Рассмотрим влияние количества “печек” на трактовку выражения.
          В примере Ларисы печка одна. Ситуация напоминает поведение пьяного моряка, вышедшего из паба, подиффундировавшего в окрестностях, свалившегося и занесённого обратно. У него всего одна опорная точка и пока деньги не кончатся он никуда не уйдёт.
          У Грабаря печек несколько. Он, начиная движение, может выбрать начало пути (печку) в самых разных местах (Моне, Сезанн…). Траектория становится разнообразнее. От Моне до Сезанна расстояние больше, чем смог пройти моряк. А и Моне, Сезанн только начало пути.
          Теперь устремим количество печек в бесконечность. Они более-менее равномерно расставились по доступному моему сознанию пространству. Выбирая подходящую печку я много куда могу попасть. Возможно в конце пути получится построить ещё одну печку. В этом варианте смысл “печки” кардинально поменялся.

          1
          1. Андрею.
            Теперь для меня это сложно. Но попробую объяснить свой мозговой процесс. Например, возьмём такое предложение: В вазе стояли цветы У Людмилы и Сезанн, и Моне – это всё одним словом “цветы”. Вы же такой несправедливости не допускаете: у Вас каждый единственный и неповторимый отдельный цветок. И вот – здравствуйте, Гавагай. А тут и мой Гавагай прискакал, а он моряк совсем с другого корабля, с того, у которого на борту написано “Психологиня”, а он может спьяну попасть на другой, что рядом, – “Фразеологиня”… Вот такая тяжёлая жизнь у Гавагая :))
            Вчера, кстати, отмечался день алкоголика. :))

            0
  5. Людмиле
    Спасибо за сноску, правда она адресована Андрею, но она же в свободном доступе. я ведь не поступила некорректно?
    Знаете, на что обратила внимание? в сноске под ТУТ материалы для учителя русского языка и литературы по теме “фразеология”. Я брала из сборника “Практикум по психологии”. Это не всё различие. Ещё сам текст, вернее его сокращение. В тексте, что в ссылке от Вас больше после события, который автор называет конфуз, а главное с рассуждениями героя, которые можно посчитать почти расшифровкой того, что требуется в вопросе психолога. В сборнике тренингов акцент на обстановку в доме. Спасибо з а подсказку. А говорите, что не играете на чужой поляне. Вырисовывается такая картина (другими словами, ответ на вопрос: “Почему герою романа вспомнилась в данной ситуации именно эта картина из детства?”)
    Трудно думать о том как правильно ставить ноги, когда так тепло и уютно от печки и вкусно пахнет пирогами,а окружающие тебя люди мечтают сесть за стол и вкусно позавтракать. Когда чувствуешь, что это ожидание приятного, связано только с тобой, когда от тебя ждут что ты выполнишь свою роль хорошо, обязательно попадёшь в конфуз. И тогда на тебя будут смотреть с укором или унынием. То есть,воспоминания связаны с внутренней неготовности героя к служению народу, слишком много отвлекающих факторов. А вот эта фраза из статьи, что Вы поместили в ссылке, полностью подтверждает мою расшифровку:
    “В этой картине воспроизведена не только сцена танцования от печки, но и с необыкновенной полнотой и ясностью обозначены те «внутренние формы», те мотивы, которые привели к метафорическому переосмыслению, обобщению фразы танцевать от печки”.
    Ещё раз спасибо.

    2
    1. Лариса! Спасибо Вам! Описали, “разжевали” подробно что означает “внутренние формы”! Именно, эту ссылку привела из книги А.А.Виноградова. Неважно, что фото страницы этой книги размещено на сайте учителя русского языка. Важно, что это работа академика описывает как слова и фразы вошли в русскую лексику. Обратила внимание, что слово танцевать, написано – танцОвать. Вам огромное спасибо за пост! Благодаря Вашим постам мы узнаём много нового о родном языке! С Днём родного языка!

      2
  6. Людмиле.
    “Важно, что это работа академика описывает как слова и фразы вошли в русскую лексику.” Несомненно важно, но важно и другое: исследования как вошли в язык некоторые устойчивые словосочетания – это одно и имеет некую законченность( из этого произведения, имеет такое-то значение). Но совсем другую цель преследуют психологи, помещая свои “задачки” в тренингах. В этом и суть исследования – почему? Почему поместил воспоминания сразу за мыслью о служении народу. Вы напрасно меня похвалили: моя мысль осталась незавершённой, как бы недооформленной в виде вектора. Такой “собачьей”, то есть: понимаю, а как сказать поточнее – не могу. Но, надеюсь, что додумать уже можно и по моему вектору

    0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...