Картина выполнена на картоне, нововведение художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес . Это один из последних и самых известных картонов Гойи, созданных им для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара
Картоны помогли получить признание художнику, но сам Гойя не любил их, справедливо считая эти картины своеобразными заготовками. Когда шпалеры (настенные ковры, вытканные ручным способом), созданные по картонам были готовы украсить королевские замки, сами оригинальные рисунки становились ненужными.
Большинство этих картонов случайно обнаружили в подвале в 1860-х годах. После реставрации они были подарены музею Прадо (национальный музей, один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в Мадриде).
На картине изображены четыре молодые женщины, играющие в распространённую в те времена игру. Женщины туго натягивают ткань по ее четырем углам и с её помощью подбрасывают в воздух куклу, одетую в мужской костюм и загримированную под молодого мужчину. По-разному забавные выражения лиц молодых красавиц демонстрируют их уверенность в том, что они могут делать с мужчинами все, что захотят.
В двух предыдущих вариантах картины художник придавал кукле приподнятую голову и более вертикальное положение, как если бы она наслаждалась игрой и полетом в воздухе. Опущенная голова в окончательной версии и кривая поза придают фигуре выражение безысходности и закрепляют мотив насилия женщин над мужчинами.
Но есть и скрытый мотив. Полная жизни картина “Соломенная кукла” при внимательном и вдумчивом рассмотрении превращается в метафорическое произведение. Образы молодых женщин, поражающие своей свежестью и живостью, символизируют недолговечность молодости. Придёт время, и эти полные сил красавицы состарятся и превратятся сами в точно таких же марионеток, которой они играют.
Есть что-то волнующее и настораживающее и в лицах молодых женщин и в самой соломенной кукле. Тут мы имеем дело с типичным “гойевским искажением”, поэтому картину можно считать своеобразным предостережением: « Как вы будете поступать с другими»… Или проще: «Отольются кошке мышкины слёзки».
Многие полотна Гойи позволяют увидеть в них второй или глубинный смысл.А вот вкладывал ли этот смысл сам художник-сие неизвестно.Возможно, перед нами обычная игра того времени..
Не соглашусь: “А вот вкладывал ли этот смысл сам художник-сие неизвестно.Возможно, перед нами обычная игра того времени..”
Не следует забывать о времени написания картины. Написанная во времена, когда каждый предмет на картине непременно обязан был нести второй, символический смысл. В каждом предмете зритель видел символ и пытался его разгадать. Это увлекательное занятие для зрителей не только 18 века, но и для нас. Да, восприятие субъективно. Но значение символов схоже. Нужно только увидеть тайные знаки художника. Поэтому-то картины рассматривались долго и тщательно. Наши современники так не могут. Ну вот, например, изящные женские ножки на тёмном фоне тени от куска ткани… Как расшифровать? Почти как свой сон по соннику.
Работа Гойи шептала зрителю о чем-то большем, чем просто забавная игра.
Кукла —
игрушка в руках судьбы,
соломенная – из соломы, когда-то бывшей спелым колосом; то есть, жертва неумолимого бега времени.
Просто игра? Или символ жизни самого Гойи, который играл с судьбой как с куклой, пока сам не оказался марионеткой в ее руках. На фоне гениальной декорации своего существования без четких линий, с пятнами ярких красок, цветов, света и теней, которую сам же и расписал… Что остаётся ему теперь… Жаловаться? Проклинать? Или предостеречь?
Понятно, что у каждого будет свой ответ.