Разговор в ночном такси:”Есть люди – тополи…”

Часто ли вы разговариваете в такси с водителем? Я – никогда… До вчерашнего вечера.

3

Вчера,чтобы вернуться с семейного ужина, вызвала такси. Пришло авто даже быстрее, чем за 4 обещанных минуты. Но сразу не отъехали. Водитель, извинившись, продолжил разговор с кем-то по телефону. Чувствовалось, что он нервничает, пытается прервать разговор, но не получается, а воспитание не позволяет послать всё подальше. Когда отъехали, он ещё раз извинился и, время от времени покряхтывая, дёргал головой. Проехал нужный поворот, хотя навигатор предупредил его вовремя. Неспокойно ехать с водителем, который настолько взвинчен. Заговорила первой о причине, что так его взволновала, и о его этичности. Пересказывать не буду, это совсем не важно, Важна та его жизненная философия, с которой он меня походу рассказа познакомил.

Вначале прозвучала фраза очень похожая на мысль Швейцера (1875—1965гг. — немецко-французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1952), создатель этики благоговения перед жизнью):

«Этика есть безграничная ответственность за все, что живет».

Поэтому каждый человек должен начинать себя (а это уже по Льву Толстому), сколько добра ты сделал за сегодня, настолько станет добрее мир. «Но иногда,- продолжил мой философ-водитель,- почти невозможно соблюсти эти три правила «улучшения мира», потому что есть люди -тополи».

Каждый год нас изводит тополиный пух. Что с этим делать? Может вырубить тополя? Но тополь даёт обильную тень, осушает переувлажнённую почву, украшает ландшафты.

Поэтому борись со своим отношением к тополиному пуху сам: носи с собой влажные салфетки, маски, выбирай, в конце-концов, такой путь, где нет тополей.

Так и с людьми-тополями. Всё зависит от тебя самого, главное: не забывай делать добро, потому что от твоей личной ответственности за добро зависит, станет ли мир добрее. А тополь отцветёт и будет по-прежнему дарить тебе комфорт и красоту.

Очень похоже на мысли Альбера Швейцера, не находите? Вот несколько цитат из его работ.

«Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить»;

«Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно осознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного»;

«Человек будет этичен только тогда, когда священным для него станет не только его жизнь, но и всё живое, жизнь всех животных и растений»;

«Когда я помогаю этой букашке, я как бы облегчаю вину всего человечества за причиненный таким же букашкам вред»;

«Конечно, нельзя отрицать тот факт, что в процессе жизни одному существу приходится убивать другие. Но это должно происходить в условиях абсолютной необходимости. Тем более нельзя получать удовольствие от смерти или страданий других, пусть даже самых незначительных существ. Если ты забираешь чью-то жизнь, то это должно проходить через твой этический фильтр»;

«Идея благоговения перед жизнью возникает как реалистический ответ на реалистический вопрос о том, как человек и мир соотносятся друг с другом. О мире человек должен помнить и то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни…» (цит. по: Nash, 1988).

+1
1
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
3

Автор: Larissa Chebaturkina

Литература, Русский и Родной язык,

Разговор в ночном такси:”Есть люди – тополи…”: 8 комментариев

  1. Интересный рассказ..Вы из всего извлекаете философский смысл-даже из поездки на такси.А водители-философы мне доселе не попадались-хотя разговоры с водителем вести приходилось

    0
    1. Анне
      “Вы из всего извлекаете философский смысл” Если бы могли представить, страх, который меня охватил, когда этот философ, чтобы исправить ошибку ( он не повернул вовремя), повёз меня задворками, мимо каких-то гаражей, Вы бы поняли, что не из всего. :))

      0
      1. Прошу прощения, если обидела.Я же не знала, что водитель Вас напугал-хотя Ахматова-то недаром написала:”Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..”

        0
        1. да нет, причём здесь обидели. Хотя да, разговор бы не случился, если бы не такие обстоятельства. Сором их назвать нельзя, но метафора Ахматовой вполне образна…

          0
    1. Да там у него есть ещё люди-сосны. Те, что корабельные: с прямым стволом и макушкой, как у пальмы. Говорит, кажется, что унёсся в высь и к себе никого не подпускает, не взберёшься (гладкий высокий ствол) не докричишься, что ему дела нет ни до чего. А на деле такие люди вырабатывают себе без помпы спокойно фитонциды и делают жизнь других рядом с собой комфортной и спокойной.

      1
    2. Андрею.
      “Люди-тополи” — сильно. Ещё сильнее отношение к ним.
      Согласна. Вот не отпускает меня этот таксист. Ищу соответствия (аналогии) его правил жизни. Утром вспомнилось. Сон – моя призрачная реальность, в которой мне приходят ответы на мои размышления в реальности бодрствования.:))
      Теория о людях-тополях какой-то гранью соприкасается с Заратустрой Ницше. Заратустра человек, который свободен, свободен в первую очередь от мстительного мышления… от мести к жизни и в жизни. Это человек, который принимает жизнь исключительно во всех её проявлениях, человек говорящий жизни: “Да!” Единственное отрицание, которое он себе позволяет т, – это отведение глаз.
      Почти по Набокову – Ultime Thule, в значении – недостижимый идеал.
      Его недостижимость всегда будет рождать вопросы типа: “Неужели нужно сперва разодрать им уши, чтобы они научились слушать глазами?”

      0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...