Тема покаяния длиною в жизнь, кажется мне не менее интересной и важной. Чагин совершил, без сомнения, подлый поступок, согласившись стучать на кружковцев . Но вся его последующая жизнь стала и расплатой за предательство, и… покаянием. Он сурово наказан. Потерял любимую женщину, почти лишился здравого рассудка, утратил интерес к жизни, разучился радоваться…
В романе ничего не говорится о том, покаялся ли Чагин традиционным православным способом, то есть священнику на исповеди. Хотя, учитывая, что в последний год жизни он был певчим в монастырском храме в Тотьме и что его отпевали в Петербурге, можно предположить, что он был воцерковлён, а значит и все христианские обряды он исполнял исправно.
Но это не так важно, потому что мы обсуждаем не реального человека, а литературного героя, чья судьба — иносказание. И если смотреть с этого ракурса, то духовная эволюция Чагина — это самое настоящее покаяние. В глубоком богословском смысле слова. Потому что, в отличие от раскаяния (то есть признания греха и сожаления о нем), покаяние — это, если дословно переводить греческое “метанойя” = перемена ума.
В раскаянии человек остается прежним, в покаянии — меняется. Он не просто констатирует свой грех, но действует, пытается исправить, насколько уж возможно, его последствия. Так, Чагин отправлял находящемуся в лагере Вельскому деньги и вещи, ездил к нему, хотя тот и отказался от свидания.
Покаяние – это всегда действие. А действие может быть не только внешним, но и внутренним. Попытки Чагина избавиться от дара феноменальной памяти (почти успешные) – это тоже действие по изменению себя, а значит это тоже покаяние.
Чагин в старости — это уже другой человек. Дело не в годах и не в жизненном опыте, дело в том, что у него сформировался внутренний духовный стержень, нравственная сила, душевная и духовная человеческая красота. Это особенно ярко проявилось в истории с Верой, которую он спас от угасания в доме престарелых и сделал счастливым последний год ее жизни.
P.S. Использована статья Виталия Каплан “О чём новый роман Евгения Водолазкина”