Имя Пиранделло не известно широкому кругу читателей в нашей стране. Связано это с тем, что он был обласкан правительством Муссолини и даже в 1923 году был принят в фашистскую партию. По мнению некоторых исследователей, Пиранделло вел себя с фашистами как соглашатель, приспособленец. Однако не раз во всеуслышание заявлял о своей аполитичности и в ряде случаев выступал с критикой фашистской партии. Как бы то ни было писателя следует оценивать по его книгам.
Психологизм и Чехова, и Пиранделло принято называть «скрытым», то есть чувства и мысли героев не изображаются, а угадываются читателем на основании их внешнего проявления.
Простодушие героев Чехова, изумляет, порой вызывает сочувствие, порой искреннюю жалость и даже неприятие.
Произведения Пиранделло часто выглядят как итог психологических исканий. Надо сказать, что он находился под большим влиянием теории подсознательного, выдвинутой французским психологом-экспериментатором Альфредом Бине. В мире Пиранделло личность относительна, а истина – лишь то, что происходит в данный момент.
События его новелл надолго оставляют след, заставляют задуматься, какое бы решение принял ты, будь на месте героя.
В институтскую пору прочла новеллу, по стилю, скорее всего, из сборника «Любовь без любви» . Сюжет прост: умирает балерина. Она не уверена, что это смерть, поэтому просит мужчину, который рядом с ней (то ли это врач, то ли её возлюбленный): если это конец, купить для неё торт со взбитыми сливками, который всю её сценическую жизнь был под запретом. И мужчина почему-то говорит ей, что торт со сливками есть ещё рано. Балерина улыбается, целует руку мужчины и засыпает. Ночью она умирает. Мужчина идёт в кафе и вместо алкоголя заказывает себе торт со сливками.
Сколько лет прошло, а я так и не смогла понять мотивов героя, не смогла ответить на вопрос: от чего спасала его ложь?
Хотя новеллы писателя получили достаточно высокую оценку критики, наибольший вклад в литературу Пиранделло внес как драматург.
В 1934 году Пиранделло получает Нобелевскую премию по литературе «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства». В своей речи Пер Хальстрем, член Шведской академии, отметил, что «…самая замечательная черта искусства Пиранделло заключается в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесу».
Но мне ближе мнение американского критика М.Эсслина, сравнившего влияние на произведения Пиранделло исследований в области человеческой психики «…с влиянием на физику теории относительности Альберта Эйнштейна»…
Спасибо, интересно.Имя Пиранделло где-то слыхала, но не запомнила, где.Хорошо, что хоть получила представление о нем..
Его книги как нобелевского лауреата выходили в СССР, но маленькими тиражами. Пополняли библиотеки, из которых уже умельцы самиздата распространяли их среди любителей чтения.
Кстати, перечитала еще раз пост.По-моему, причина лжи героя в цитируемом рассказе очевидна-он хотел скрыть от героини-балерины, что она умирает.Каждый врач(да и не врач)-поступил бы так же.Чему же тут удивляться-все естественно..
“Каждый врач(да и не врач)-поступил бы так же.Чему же тут удивляться-все естественно.”
Мне кажется, совсем не естественно. Естественно выполнить последнее в этой жизни желание человека. Абсурд: отказать в невинной просьбе, которая могла бы принести радость человеку, или пусть не радость удовольствие от жизни. Абсурд: после смерти человека пойти в кафе, заказать себе то, в чём отказал умирающей… Чехову в этом смысле повезло больше, чем героине рассказа, он как врач знал точно, что умирает; попросил бокал шампанского, выпил с видимым удовольствием, отвернулся к стенке и через несколько минут его не стало…
Пиранделло исследовал психику человека (кстати у его жены было психическое расстройство), его новеллы и драматические произведения, созданные в большей части на основе его новелл, недаром называют психологическим анализом… Так что же он хотел сказать своим читателями самой новеллой и её финалом?
Я уже высказала Вам свою точку зрения..Имеете право на свою-но я поступила бы так же, как герой рассказа.Думаю, если бы балерине сказали, что она умирает-никакой торт ей бы в горло не полез.Чехов-то знал и так, что умирает-а она сомневалась.Хоть умерла женщина спокойно и без лишних мыслей..
Никто не отнимает у Вас права высказывать свою точку зрения. Спасибо, что поделились ею. Но вопрос для меня остался открытым.