Вот коварный Спальник замышляет худое против Ванюши:
Дай-ка я подкараулю,
А нешто, так я и пулю,
Не смигнув, сумею слить, –
Лишь бы дурня уходить..
Вот тут хитро, потому что ни к литью, ни тем более к пуле эта фраза никакого отношения не имеет. Сейчас она не употребляется, но раньше была весьма популярной. К тому же она встречается не только у Ершова, но и у Гоголя, Островского, Чехова.
Лить пулю – значит лгать, говорить неправду, сочинять небылицы.
Есть ещё также идиомы, как лить колокола, лить пушку.
Связано это с поверьем древних русских колокольных мастеров (а затем и пушкарей): чтобы отливка колокола была удачной, необходимо распустить в народе какую-нибудь нарочно придуманную историю, и чем быстрее и дальше она разойдётся, чем больше людей в неё поверят,тем звучнее будет отливаемый колокол. Так что вначале появился фразеологизм – лить колокола – распускать нелепые слухи, сказки.
На основе этой же профессиональной мифологии сложились и идиомы – лить пулю, лить пушку (брать на пушку), т.е. действовать путём обмана, намеренно вводить в заблуждение другого человека, запугивать.
Как-то так. Теперь хоть будем знать, как объяснять детям непонятные фразы сказки. Ведь она замечательная. Не хочется чтобы она сдала свои позиции именно из-за того, с чего началось её триумфальное шествие по стране, из-за русского самобытного и красивого языка.
Спасибо, интересно.Это общая картина для всех старых текстов-дети не понимают их смысла.Смотрела как-то мультик, как детям предложили проиллюстрировать стихи Пушкина:”Бразды пушистые взрывая-ямщик летит на облучке.”Получилось нечто чудовищное-дети представили “бразды пушистые”-как неких пушистых зверей, которых ямщик взрывает(!) динамитом -и после этого куда-то летит.Так что надо бы объяснять детям смысл выражений-прежде чем читать старую литературу..