«Наш мир — солидная фирма. Пользоваться жизнью не что иное, как умение получать нечто равноценное истраченным деньгам и сознавать это. А получать полной ценой за свои деньги (= опыт, знания) можно. Превосходная как будто теория… Через пять лет, подумал я, она покажется мне такой же глупой, как все мои остальные превосходные теории», – Джейк Барнс (Э. Хемингуэй, «Фиеста»)
Мне, чтобы понять, что затея с ответами по темам ЕГЭ глупа, потребовалось гораздо меньше, чем пять лет. Сутки…
Казалось, что «мудрость взрослого человека, человека многое испытавшего в жизни, конечно же, важна для молодых» и может помочь им в первом жизненно важном испытании – итоговом сочинении, допуске к ЕГЭ. От этого экзамена зависит, будет ли выпускник допущен вообще итоговым испытаниям, то есть по всем предметам – выбранным и обязательным. Поэтому выпускники так и нервничают при подготовке к этому сочинению.
Совсем недавно школьные выпускные экзамены назывались экзаменами на аттестат зрелости, то есть взрослости. Наши дети –это то, что мы вырастили (по принципу: чем поливали, то и выросло) и они это хорошо понимают. Понимают диссонанс между вечными непреходящими ценностями и теми, что прорастают сегодня. Поэтому многие так и пишут: тысячелетиями считалось…, однако…
Начиная работу над итоговым сочинением, ученик держит в голове два важных критерия, слитых воедино: соответствие теме и самостоятельность мышления. Со вторым – явный дефицит. Откуда взяться, если полжизни проводят в гаджетах?
Вот здесь, думалось, и могли помочь рассуждения взрослого человека, который понимает, что ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНОГО ответа не бывает. Таких взрослых, судя по ответам, всего несколько. Судите сами: «Если учесть некое ЕГЭ, то что это такое и зачем – я не знаю…» Или: «Я бы никак не раскрывал, банально не вижу в этом смысла…» Этакое совковое мировосприятие: если сочинение, экзамен, то обязательно согласно линии партии и учебникам по литературе (кстати об учебниках: вы давно брали в руки современный учебник по литературе? Или вы уверены, что «всё течёт, всё изменяется» это не о них? Просто к примеру: раньше о Катерине Кабановой – однозначно «луч света в тёмном царстве». Теперь ещё и «взбалмошная бабёнка» по Писареву. Пусть сами выбирают чья позиция им ближе. Но даже просто выбрать – не обосновать почему, сидя день и ночь в игрушках и более интересных сайтах, чем образовательные, им гораздо труднее, чем взрослому).
Поэтому и предложила вчера темы из ЕГЭ. Ну ещё и потому, что после 15-го августа как правило ко мне приходят ученики. Казалось, прекрасный способ продемонстрировать «плюрализм мнений», тот о котором говорил Вольтер:«Думайте и позволяйте другим думать тоже».
Не получилось. Получился гавагай. Пришлось пояснять : «Комментарий – это не контраргумент к вашему ответу, это скорее дополнение к нему».
И тут ещё раз хочется вернуться к внутреннему диалогу Джейка Барнса из «Фиесты» Хемингуэя, рассуждавшего об общении: «Просто обмен ценностями. Что-то уступаешь, а взамен получаешь что-то другое. Или работаешь ради чего-нибудь. Многое из того, за что я платил, нравилось мне, и я хорошо проводил время. Платишь либо знанием, либо опытом, либо риском, либо деньгами»
Хорошая же была идея с рубрикой “К ЕГЭ”: платить за возможность общения знанием, опытом, риском быть непонятым, но цель была бы достигнута: много мнений хороших и разных.
Причина неудачи не только в проблеме отцов и детей. Вопросы составлены с учётом особенности возраста выпускников, характерной их особенности – поиска ответов на вопросы, которые ставит перед ними жизнь, а отвечали взрослые, умудрённые собственным опытом, сбиваясь иногда на стариковское занудство: не сумев абстрагироваться от личного. Я сама такая: посчитала два вопроса из блока, специально мной пропущенных, но выбранных другим человеком, провокационными, адресованными лично мне. В результате – то же самое занудство и бла-бла-бла.
Однако радует, что и среди ответов есть такие, за которые хочется сказать: «Спасибо Вам за отклик, ответ и признание в том, что не всегда бываете правы 🙂 Дорого стоит, правда.».
Возможно, что отказ от этой рубрики – тоже ошибка.
Можно исправить: где находятся эти вопросы, вы знаете. Если вам кажется идея «солидной фирмы», «банка знаний, опыта» жизнеспособной, пожалуйста, выбирайте вопросы из любого из трёх блоков и помещайте с дополнительной пометкой «К ЕГЭ».
Фирма-то солидная, но есть одна маленькая заковырка – любая фирма действует по своим законам, частенько совершенно непонятным нам, по законам наибольшей выгоды для фирмы (ваше мнение и чувства не имеют никакого значения). ЕГЭ задуман для уменьшения случайностей и субъективизма, а стал образцом субъективизма – не определение истинных знаний, а оценка натасканности. Впрочем, как и в жизни – чем натасканный ученик в решении стандартных ситуаций, тем лучше. На кой хрен нужны люди постоянно задающие вопросы Зачем?, и Почему?
Согласна с Вами! И ??? Вот согласилась, потому что тоже считаю, что ЕГЭ если не “стал образцом субъективизма”, то стал образцом структуризации, исключающей полёт мысли и фантазии, и что дальше? Что лично Вы или Я можем в данной ситуации? Плюнуть (фу-у, какая кака этот ваш ЕГЭ) и отвернуться??? Или всё-таки подумать, как лично я могу поучаствовать, чтобы каким-то образом помочь тем, кто эти ЕГЭ не придумывал, а оказался в центре его тайфуна. Как помочь им, чтобы их не засосало в воронку смерча и не выбросило изжёванных и изломанных в жизнь?
Я наверное, что-то важное пропустил, потому, что никак не возьму в толк суть проблемы. )
Идея, задавать здесь вопросы из тех, что предлагаются на ЕГЭ для молодёжи, просто – СУПЕР !!
Это кладезь “не ограннённых алмазов”
Тем более, что вопросы эти, не только дают человеку ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАДУМАТСЯ в глубину происходящего с ним и отражающемся в окружающем мире процесса развития жизни,
но и
благодаря образованию нейронных связей – “поиска ответа” – косвенно формируют понятийный и мировозренческий взгляд человека. Основу его мыслительного аппарата.
Не спешите делать выводы и опускать руки, только потому, что”укололись” и “обожглись”.
Ошибки своественны всем без исключения.
И смотреть нужно не на полученные раны, тернистого пути, а на далёкую сияющую цель к которой этот путь ведёт.
Очень даже может быть, это естественный процесс, что через пять лет ответы, которые мы сегодня даём на вопросы покажутся неимоверным невежеством нашего времени и безпросветной глупостью.
Но если не будет сегодня попытки найти ответ, завтра – так и останется безпросветным невежеством.
Как я понимаю сейчас, единственной ошибкой в публикации вопросов был их “неудержимый шквал” не дающий возможности ни осознать вопрос, ни дать на него развёрнутый и полноценный ответ.
К примеру, я и сам планировал задавать группу разнотематических вопросов раз в неделю, но по итогу вывалил всё в два дня )
И как итог ответы, некоторые из них, оставили просто удручающий осадок.
У Вас за плечами богатый опыт, тематика школы, молодёжи, образования и связанного с ними,
построение будущего , как говорится Ваша тема.
И без ложного пафоса отмечу что, это наиважнейшая тема формирующая сознание человека.
“Как устроена Вселенная”, “кто главнее электрон или протон”, “что купить в подарок”, а плоская ли земля” – подобные вопросы, это просто забава для самомнения эго и “разгрузочная диета” для ума.
Да, они бывают увлекают, как поп музыка. В отдыхе нуждается каждый, но чем дальше и глубже, тем больше проявляется их суть –банальная демагогия.
“Делу время – потехе час”, потому и серьёзных подталкивающих к размышлению и осознанию вопросов должно быть больше.
Не останавливайтесь в самом начале, это временной отрезок когда трудности испытывают все,
вспомните как даются детям первые шаги. И с каким упорством они подымаются вновь.
Очень на Вас надеюсь.
С уважением.
Спасибо за поддержку. Нет, я не отказалась от идеи. Я просто взяла тайм-аут. Чтобы люди прочли пост подумали сами и дали возможность подумать другим. Нужно, видимо, воспользоваться советом lutim и поместить анонс на Стену.
В конце концов, можно обойтись и без иллюстрации – насколько с взгляды на одну и ту же проблему могут быть разными. Можно переставить темы репетиторских занятий и раздел “Ликвидация пробелов” поставить перед “Ознакомительным с критериями оценивания ИС (итогового сочинения)”. А шквал вопросов – он ведь от шквала тем. Смотрите – три блока по полторы тысячи тем… Почти полмиллиона. В открытом банке заданий к ЕГЭ ФИПИ (федеральный институт педагогических измерений) в каждом блоке больше, чем по 30 тем… И всё – до 6 декабря.
Фирма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг.
Мне вот интересно, кому и что ваша солидная фирма собралась продавать?
“Мне вот интересно, кому и что ваша солидная фирма собралась продавать?”
Лучше спросить у Хемингуэя: “«Наш мир — солидная фирма. Пользоваться жизнью не что иное, как умение получать нечто равноценное истраченным деньгам и сознавать это. А получать полной ценой за свои деньги (= опыт, знания) можно. Превосходная как будто теория… Через пять лет, подумал я, она покажется мне такой же глупой, как все мои остальные превосходные теории», – Джейк Барнс (Э. Хемингуэй, «Фиеста»)