В историю мировой культуры Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) вошёл как основоположник особого мировоззрения – конфуцианства.
Представление Конфуция о государстве как об общности людей, живущих вместе в мире и согласии, как и семья, во многом оказало влияние на мораль коммунистического да и современного Китая. Идеи Конфуция стали признанной государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912 года, до низложения последнего императора. Сегодня официальная религия Китая – буддизм.
Основная суть учения Конфуция сводится к тому, что в организованном обществе необходимо создать условия, при которых люди будут довольны своим положением. Для этого всем, независимо от сословия, следует быть честными, трудолюбивыми, добрыми, уважать своих родителей и предков, быть законопослушными.
Он также утверждал, что те, кто стоит у власти, должны управлять низшими классами только через заботу о них, через проявление к ним доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы или принуждения. Подобные взгляды Конфуция корнями уходили в традиции китайской культуры, где правитель и его чиновники являлись для народа “отцом и матерью”, где говорилось об уважении людей друг к другу, о необходимости соблюдать обычаи и традиции, так как соблюдение обрядов означает не только почитание памяти предков, но и проявление уважения и к современным правителям, а также почтение к пожилым людям.
Конфуций полагал, что дворянин и придворный чиновник должны стремиться не к власти и получению новых чинов, а к самосовершенствованию: изучать точные науки, историю своих предков, постигать музыку и поэзию, совершенствуясь в стихосложении и игре на музыкальных инструментах.
При жизни у Конфуция было не так много сторонников. Однако он не отчаивался и говорил: “Небеса призвали меня, и человек, наделённый силой воли, не потеряет решимость. даже если препятствий будет множество”
Учение Конфуция стало известно по книге “Луньюй” (“Беседы и суждения”), составленной из записей сделанных его учениками, но он оставил после себя собранные и отредактированные философские книги “Шуцзин”, “Шицзин”, “Ицзин” и главный труд своей жизни – первую историческую хронику Китая “Чуньцю”.
Последние годы жизни Конфуций провёл, записывая свои мысли. Изречения были собраны в литературный сборник “Аналекты Конфуция”. Одно из изречений знакомо нам как “золотое правило” нравственности: “Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе”
Есть сведения, что коммуна во главе которой стоял этот великий мыслитель, насчитывала 3000 человек. Когда Конфуций умер, его похоронили на специально отведённых землях, где в дальнейшем хоронили только его потомков и учеников. Дом Конфуция стал местом паломничества и музеем.
Последователем конфуцианства стал Мен – цзы (371 – 289 гг. до н.э.), девизом которого стало изречение Конфуция: “Доброта победит в мире!”
Очень этому хочется верить.
Интересно, но то, что учение Конфуция оказало влияние на «мораль коммунистического Китая», не очень-то вяжется с развёрнутой в своё время, по указке «Великого кормчего», компании критики «Линь Бяо и Конфуция». Хотя, конечно, Мао опирался на тысячелетиями въевшуюся в плоть и кровь китайцев идеологию подчинения и почитания родителей, которую маоисты перенесли на почитание самого Мао.
«Доброта победит в мире» – отличный лозунг, но в умах и делах китайцев эта доброта не очень-то распространялась и распространяется на всех людей не китайского происхождения. Хунну, тюркотов, тангутов, монголов и проч., вырезали до основания.
Согласна с Вами. Лозунги вообще – явление противоречивое.
Великие идеи лежат на полках в виде книг… Конфуций, Будда и Христос… Кому дано увидеть свет имён великих и за ним пойти, тот счастлив будет не от денег…. Тот душой обогатится.