Сакральный карагач

В комментария промелькнул образ сакрального дерева. И я вспомнил про Исаака Иткинда. Точнее его выставку лет 10 назад. Имя пришлось долго искать в сети.

Для порядка несколько слов об Иткинде.
Родился в 1871 г. в Сморгонской волости. Равин и сын хасидского равина. Ему было 20 лет, когда в руки попала книжка на русском о М.Антакольском и он с трудом её прочитал. А потом он увидел свадебное шествие. Он мял кусочек глины, а когда свадьба прошла, обнаружил у себя в руках фигурки жениха и невесты. Бросил синагогу и уехал в Вильно.
Работал переплётчиком, потом вернулся домой, но уже изгоем. Он был чудовищно талантлив. После появления в газете статьи о нём, были собраны деньги, чтобы этот шлимазл мог поехать учиться на скульптора. Москва была закрыта для евреев, но он представил экзаменационную работу и экзаменатор молча взял скульптуру, шлимазла и поехал к Горькому….
После революции он стал знаменит.
А после выставки в 18 г., кто-то из Рузвельтов скупил его скульптуры и уговаривал уехать в Штаты. Остался.
В 37 выиграл конкурс Эрмитажа на лучшую скульптуру Пушкина. А в 38 оказался японским шпионом. Выжил. Говорил,-
это потому, что весь день из пайки хлеба что-то лепил, мог не думать «о них», и только перед допросом съедал.
А « В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры»…
Ничего особенно радостного не было и потом. В 56 устроился в театр рисовать декорации, жил под лестницей на топчане. Квартиру дали под конец жизни в 60е. Но шофёры знали, что есть чудак, который всегда купит хороший кусок ствола. А в 60е Когда к нему пришел заказ на скульптуру Жамбыла Жабаева, он долго искал в Алма-Аты подходящее дерево карагач и нашел его в центре города, столетнее дерево. По закону нельзя было его рубить, но по решению горисполкома для него сделали исключение и спилили дерево (https://cronos.asia/art/isaak-itkind-ocharovannyj-strannik)
Можно и ещё говорить об Исааке Иткенде. Лучшее, что я нашёл http://madan.org.il/ru/news/isaak-itkind
Скульптур сохранилось мало. Разрушались, горели, пропадали…
«
Работы Исаака Иткинда хранятся в Русском музее, Эрмитаже, музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а также в музеях Казахстана, Франции и США»
Я выложил несколько. Посмотрите и подумайте о сакральности судьбы человека.

+1
5
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
4

Автор: AndreyOFedotov

КФМН (физика тведого тела), сейчас пенсионер-инженер. Работал в ИФТТ, ЦКБ УП, ИФП (всё РАН) и даже в ОКБ МЭЛЗ и ВТИ им Дзержинского. Москва

Сакральный карагач: 9 комментариев

  1. Какая печальная история, Андрей-и какие талантливые работы.Спасибо, что познакомили нас с его творчеством-вижу впервые..

    3
  2. И статья хороша, и напутствие:Посмотрите и подумайте о сакральности судьбы человека.
    И иллюстрации подобраны с чувством. Спасибо! Расширяете наш кругозор.

    1
    1. Андрею. Бесподобные статьи, что Вы указали в сносках, особенно Эдуарда Тополя. В ней Иткинд такой живой, тёплый и человечный. Спасибо!

      1
  3. Андрею.
    Не отпускает меня Ваш карагач. И не только потому, что вяз (карагач) на протяжении веков был важным символом и в литературе, и в искусстве. В культурах многих народов вяз олицетворяет силу, мудрость и выносливость. Иткинд сам как карагач – жизнестойкий, мужественный, терпеливо мудрый.
    А вот что нашла в инете: “Могучий карагач олицетворяет собой мужское начало: мужественность, смелость, богатырскую силу и смекалку. На Руси карагач почитался. Русичи считали, что ветви Вяза приносят удачу, дарят отвагу и силу верному путнику в дальней дороге. У многих народов карагач является символом матери и рождения, перехода в новую жизнь, символизирует достоинство и является священным деревом… А ветка карагача сплетенная с виноградной лозой – это знак верных влюбленных.

    1
    1. У меня он ассоциируется всё-таки не с вязом. На Ирикле (Урал) я видел одинокие деревья открытые всем ветрам. Они изогнуты, изломаны, закручены, стары и могучи.

      1
      1. Слово “одинокий” для меня, как красная тряпка для быка.Хочется бежать спасать от одиночества, обнимать (хотя бы словесно). Хтя понимаю, что одиночество сродни злокачественному и доброкачественному состоянию. То есть, можно страдать от одиночества, потому что один и нет родственной души рядом, можно испытывать одиночество в толпе, когда чувствуешь, что в принципе ты никому не нужен,но можно тяготиться толпой и мечтать об одиночестве, когда тебе не навязывают своих взглядов, интересов, занятий. Можно смитриься с одиночеством и вытеснить его любимым делом. Сублимировать. Но не факт, что это спасёт тебя от мысли, что поистине счастливым ты можешь не быть. Потому что в уме суждение Конфуция: «Счастье – это когда тебя понимают. Большое счастье – когда тебя любят. Настоящее счастье – когда любишь сам», – хотя оно и несовершенно. Счастье – это когда триединство: понимают, любят, любишь сам. Отсутствие счастья – когда не хватает хотя бы одной составляющей. А если ты заражён хотя бы одним из видов одиночества, то триединства не наступит никогда.
        Ну это философствование под сегодняшнее настроение. Не судите строго. Иткинд пример человеческого мужества,образец человека-творца.

        1
        1. С Конфуцием не поспоришь. Но гений всегда (почти всегда) одинок. Даже патриарх Лев Толстой убегает. “Я одинок, как последний глаз, у идущего к слепым человека”. Гений не понят. Даже если он окружён учениками.
          Эти добрые люди,” – заговорил арестованный, – “ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что эта путаница будет продолжаться очень долгое время.” все из-за того, что Левий Матвей неверно записывает за мной. “Но я однажды заглянул в его пергамент с этими записями и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил“”.
          Им остаётся только настоящее счастье “когда любишь сам”

          1

          1. Андрею.
            Ни с Вами, ни с Конфуцием не буду спорить. Попробую методом исключения:
            1. любишь сам, но тебя не любят и не понимают (???);
            2. тебя любят, но не понимают да и сам не любишь (???);
            3. тебя не понимают, хотя любишь сам и тебя любят (???)… и так далее.
            Всё же триединство – это самый идеальны вариант счастья. Правда, я не знаю, существует ли такое триединство в действительности.

            1
        2. Это ответ не на этот, но последний.
          Так и я не спорю. Существует, но как исключение. А гению в это исключение попасть, как верблюду в игольное ушко.
          Вы ж Тополя читали. Иткинд был счастливым человеком. Такое впечатление. что он любил Мир.

          1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...