Это действительно не пост, а набор выдранных цитат. Шумные толковища о науке, вере встречаются столь часто, что мне показалось уместным сослаться на главу из “Светоч разума” Стурмарка. Многоточия не ставил .
“Относительно обоснованности наших убеждений
Проблема этого мира в том, что глупцы и фанатики слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений. Бертран Рассел
Когда мы пытаемся разобраться, какова природа реальности и что значит истина, возникает огромное количество вопросов. Во что следует верить? Почему я должен в это верить? Что на самом деле означает во что‑то верить?
Слово «вера» имеет множество значений. Когда речь заходит о том, который сейчас час или как называется столица Кении, часто говорят что‑то вроде «Я думаю, около пяти часов» или «Я полагаю, что это Найроби». Это одна из форм веры. Для сравнения: фраза «Я верю в Генри» означает не только убежденность в существовании Генри, но и уверенность в Генри, доверие к нему. Можно также сказать: «Я верю в справедливость», что означает желание видеть мир вокруг себя справедливым.
Чтобы ясно понимать природу наших убеждений, следует различать свидетельство и доказательство. Мы часто слышим, как говорят, что нельзя доказать истинность каких‑то научных теорий, например теории эволюции. Это действительно так. В своем самом точном значении слово «доказательство» относится только к математике. (В математике доказательство — это рассуждение, проведенное с помощью последовательности чисто логических шагов. Эта последовательность начинается с постулатов (аксиом), продолжается по строго определенным формальным правилам (правилам вывода) и приводит к окончательному выводу (теореме).)
Пытаясь объяснить, как устроен окружающий нас мир (иными словами, занимаясь точными науками), мы выдвигаем теории (или гипотезы, или предлагаем модели), описывающие поведение объектов. По причинам, изложенным выше, построить неопровержимо доказуемую теорию нельзя. Тем не менее можно собрать вещественные доказательства, которые позволят тщательно проконтролировать справедливость различных гипотез, поддержат как теорию, так и следующие из нее выводы. Каждый раз, проверяя обоснование и выводы теории, мы повышаем ее достоверность. Мы также можем опровергнуть теорию (то есть показать, что лежащие в ее основе идеи не работают). Это происходит тогда, когда эксперименты, призванные подтвердить наши догадки, расходятся с нашими же предсказаниями.
Убедиться, что теория верна, — значит быть уверенным, что определенные объекты ведут себя определенным образом или обладают определенными свойствами. Конечно, у нас могут быть сомнения относительно справедливости теории, и мы можем сказать: «Я не слишком уверен, но подозреваю, что…» Или может быть очень сильная убежденность в своей правоте: «Вне всяких сомнений, я уверен, что…» Но в любом месте этого непрерывного спектра мнений мы по‑прежнему имеем дело только с правдоподобием, а не с абсолютной достоверностью. Когда имеется несколько конкурирующих теорий, мы обычно верим той, которую считаем наиболее убедительно доказанной.
Широко распространено ложное представление о том, что вера человека в науку сравнима с верой других людей в бога. Дело в том, что словосочетание «вера в науку» сбивает с толку.
Когда дело доходит до вопросов, относящихся к окружающему миру, научные ответы строятся на рассуждениях и тестировании, которые за прошедшие столетия зарекомендовали себя как гораздо более надежные, чем утверждения пророков, откровения, мечты или Священное Писание.
Наше отношение к науке основано на доверии, хотя это и не значит, что мы догматически верим каждому прочитанному научному сообщению. В конечном счете большое количество научных идей оказывается неправильными. Однако красота науки в том, что благодаря коллективным действиям тысяч людей, вовлеченных в активный поиск истины, ложные гипотезы в итоге надежным образом отсеиваются, а истинные на законных основаниях остаются.
Как следствие, практическое знание о мире вокруг нас мы строим на хорошо обоснованных научных идеях.
В отличие от религии наука движется вперед путем постоянной верификации своих гипотез, и поэтому наука — самокорректирующийся процесс получения знаний. “
Спасибо, Андрей-это ответ на наши философские споры. Однако есть области, которые, как я считаю, наука прояснить не может-например, момент Большого взрыва и что было до него. Это все же только научные предположения-а для широкой публики они предлагаются на веру. Массовому сознанию этого не понять..
Анна, я думаю что точка сингулярности, в которой якобы пребывала Вселенная до БВ,вообще не существует. По крайней мере для нас. Как и любой одиночный объект. Как вы его измерите? Чем? Для этого нужна относительность, т.е.сравнение одного с другим. А без этого никакие параметры не определить. И получается,что уже у нас минимум два объекта должно быть. А вернее, три. Третий сравнивает параметры двух относительно друг друга.
Ибо сказано: “В конечном счете большое количество научных идей оказывается неправильными.” Но ключ — “наука — самокорректирующийся процесс получения знаний”.
Сейчас появление новых инструментов заставляет тщательнее проверять инфляцию. В частности наблюдение анизотропии Вселенной, разрыв в значеняз постоянной Хаббла, пересмотр оценок микролинзирования.
Но это не победа веры в ту или иную школу, а проверка правильности известной на сегодня картины мира.
Андрей, процитирую снова по памяти своего любимого автора:”Сколько бы ни внушали человеку, что все состоит из атомов, или что электричество и магнетизм суть одно и тоже-это не уяснит человеку(борющемуся, сомневающемуся и смертному)-его места в мире и смысла жизни.Смысл такой может дать только религия, говорящая:”Живи для себя-и достигнешь блага”, или “Ты часть богоизбранного народа-живи для него”, или “Ты должен исполнить волю Бога, пославшего тебя в мир””.Л.Н.Толстой “Религия и нравственность”
Это кому как. Я смысла в ““ “Ты должен исполнить волю Бога, пославшего тебя в мир” не вижу при всём уважении к Толстому
Так я же перечислила три возможных смысла, которые предлагает Толстой. Согласно ему-подавляющее большинство живет либо для себя, либо для близких и государства(семейно-государственная религия). В чем люди видят смысл жизни-то и есть их религия, невзирая на формальную принадлежность к вероисповеданию. Почитайте, Андрей, “Религия и нравственность”-право, не пожалеете..
Да. Читал. Но тем не менее смысл можно искать, предполагая существования Творца, а можно без него. Это точка старта.
А что Вам в религии не нравится? Не убий, не укради, не обманывай, т.п. Если бы все жили по заповедям, то уже давно Рай на Земле настал.
Всё нравится. Но хотелось бы скрижалей без религии.
А потом. это ж вопрос веры. Так я не верю
Без религии не работает. Некоторые то конечно будут жить по совести, а другие не будут. Отмени сейчас законы, и Вы лично может и не пойдёте грабить и убивать, а многие пойдут. Так же и с Законом Божьим – если будут знать, что наказание неотвратимо, и Бог всё видит и знает, то многие задумаются.
Это Ваш выбор. С религией тоже не работает. Что бы не спорить безватно, считайте, что я запутался с выбором Творца. То ли Авраамического выбрать, то ли в дзен буддисты податься. Хорошо про богомилов можно уже не думать.
Всё верно написано. В науке – гипотезы,теории, которые ищут доказательства, корректируют. В религии – вера, которая не нуждается в доказательствах. Умалчивая о том, что вера также имеет сомнения, отличается только более высокой степенью уверенности и вероятностью достижимости спасения души. Вероятностью, надеждой ! Никто же точно не знает куда его определят душу, надеются.