Будда (Сиддхартха Гаутама) был мажором. Он родился в царской семье. Получил, по тем временам, блестящее домашнее образование. У него были лучшие учителя, которых можно было найти в стране или пригласить из за границы. Был очень хорошо развит интеллектуально, в разных областях. Жил в изобилии. Получал все, что только хотел. Как сыр в масле катался. А когда сбежал из дворца, христарадничать, он был уже взрослым. Лет тридцать. По крайней мере, у него уже были жена и сын.
И так… Всё началось когда, он выбрался на прогулку за периметр дворца, то увидел сначала больного человека. Потом умирающего, а затем похороны умершего. Это навело его на размышления о Жизни. Как всё обстоит на самом деле? И как с этим жить? В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и поискать Истину. Он учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. В общем, намыкался бедолага. Все перепробовал. И везде обломилось…
Тогда он сел под деревом бодхи (инжир, фига) и решил, что не тронется с этого места, пока не достигнет просветления. И достиг. Это случилось в полнолуние… В мае месяце…
Просветлел и остался сидеть в молчании. Так и сидел молча целую неделю или две…
Дальше по легенде.
…Испугались все ангелы: «Как, так? Такой человек, расцветает на Земле не каждое тысячелетие! И он молчит!» Спустились к нему и сказали: «Чо молчим? Ты уже говори что-нибудь.» Будда им ответил: «Зрячему, не надо объяснять, что такое свет – он и так это знает. А слепому это объяснять бесполезно. Вот я и молчу.» Тогда ангелы сказали: «Знаешь, Будда, еще есть такие люди, кто еще не просветлен, но и не окончательно глуп. Таких людей немного, но они есть. Говори для них. Им твои слова помогут, подскажут верное направление» …
Подумал Будда и выдал «Четыре благородные истины» которые звучат так:
1. В жизни есть страдание.
2. Страдание имеет причину.
3. Причину страдания можно устранить.
4. Для устранения причины страдания есть метод (Путь).
1.В жизни есть страдание. Да, есть такое. Будда был умным, а умному человеку не обязательно переживать на собственном опыте болезнь, старость и смерть, чтобы увидеть, что они существуют. Достаточно поглядеть вокруг. Он увидел больного, старика и похороны и понял – да, страдания есть.
2.Страдание имеет причину. Да, есть такое. Человек может быть счастлив без всякой причины. А у страдания всегда есть какая-то причина. Если взять, к примеру, маленького ребенка. Он счастлив, просто счастлив и улыбчив. Если он хнычет или плачет, то по причине. Хочет есть, пить или еще чего. Как только его потребности удовлетворены, он снова бежит играть радостный и счастливый.
3.Причину страдания можно устранить. Страдание не является чем-то неотъемлемым от человека. Его можно устранить. Нельзя устранить что-то являющееся самой природой человека. Страдание к этой категории не относится. Оно появляется по какой-то внешней причине. И эту причину можно устранить.
4.Для устранения причины страдания есть метод (Путь). Тут уже идут методики и практики. В общем, там сложно все. Для образованной, интеллектуальной элиты. 🙂
Как и говорили ангелы “Таких людей немного, но они есть. Говори для них.”
Так Будда и начал учить. Под тем самым деревом. И поскольку он сам был принцем, учиться к нему ехали молодые принцы, дети министров и прочие мажоры. Из Индии, Китая, Японии и других стран. А им, этим мажорам, должен был кто-то стирать и готовить. Ехали они со своими поварами, прачками и т.д. и т.п. Вокруг того места вырос элитарный университет Наланда, который обслуживали двадцать деревень. А люди, живущие в деревнях и обслуживающие университет, были разных национальностей и религий. Одни верили в богов и демонов, другие в духов озер и лесов, третьи поклонялись предкам. Все со своими обрядами – свадебными, похоронными и т.д. Кто-то держался за свои традиции, кто-то перенимал лучшее. К учению в университете это никак не относилось. Но позже это все смазалось и смешалось.
В учении Будды, совершенно не важно, есть бог или нет. Оно не о том. Не бывает свадебных буддийских обрядов или похорон. У буддизма нет своей обрядовой составляющей. Это, изначально, университетское образование для мажоров.
Буддисты Японии женятся по обрядам «синто», Буддисты Индии по своим индуистским обрядам. Боги и обрядовая часть у каждого своя. И она не соприкасается с учением.
И, немного о школьной (университетской) форме…
Сейчас, назначение некоторых методик, уже утратило смысл и действенность. Например, переодевание мажоров привыкших ходить в шелках, украшенных жемчугами, драг. металлами и прочим выпендрёжем – в окрашенный шафраном (куркумой) кусок материи. Вручение чаши для подаяния и отправленных жить на милостыню по деревням.
Это оказывало очень сильное влияние на сознание учеников-мажоров. Давало большой контраст и яркий новый опыт, мажорам, привыкшим жить в роскоши, достатке и комфорте, с прислугой – единая форма одежды, чаша для подаяния и жизнь на милостыню.
Сейчас, когда в буддийский монастырь отдают на учебу детей из небогатых, а иногда очень бедных семей – смысл и действенность единой формы потерялись. Она воспринимается как старая традиция. Как традиционная одежда буддийских монахов.
«Четыре благородные истины» записаны в моём дневнике дважды весной 1987 и в сентябре 1991… С методиками, практиками и маршрутами.
Спасибо. Иногда нужен стимул, чтобы сдвинуться с места и осмыслить каждый маршрут, сложившийся или складывающийся в тебе. Взвесить каким идти, чтобы не столкнуть ненароком кого с его пути.
Рад, что вдохновил к изысканиям. Хотя, публикация не задумывалась как воодушевляющая. Просто вспомнился сюжет про западного туриста в Китае, который искал буддийский храм. Селфипоинт. Подходит к храму и видит, что-то он не так выглядит, как ожидалось.
– Это же даосский храм!?.
– Да, даосский.
– Но там сказали, что здесь буддийский.
– Да, это он.
– Не путайте меня! 😮 Скажите точно, он даосский или буддийский!?! 😡
В Японии 80% населения буддисты и синтоистов тоже 80%. В Китае, примерно такой же процент даосистов и буддистов. Нет проблем. А, для европейцев это антагонизм – «Так не бывает! Не могут они занимать одно пространство!» 😕 Забавно!
” Забавно!”
Теперь уже не кажется забавным.