На сайте опять «гремят витии» на тему культура/религия/наука. Я как всегда предлагаю внимательнее присмотреться к миру в котором мы живём. Вернуться чуть назад. Лет на 500.
В 1405-1433 годах адмирал Чжун Хэ совершил 7 экспедиций. В составе его эскадры было 50-100 кораблей. Шестая достигла восточного побережья Африки. По количеству и водоизмещению корабли Чжун Хэ превосходили корабли Васко де Гамы или Колумба. По имеющимся технологиям китайцы опережали европейцев. Тем не менее – “мировая история, вероятно, не претерпела бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялась“.
А в Европе? Кроме колоний, рабов, потока золота европейские экспедиции заставили серьёзно задуматься о форме Земли. Заставили придумать компас и подумать о устройстве Солнечной системы.
Но такая «задумчивость» характерна только для Европы. В Европе родился и начал уверенно побеждать «научный метод». По непонятным причинам именно здесь возникла потребность не просто придумывать как сделать ту или иную штуку, а понять почему она работает, проверить свои выводы на практике, идя от частностей связывать ранее разрозненные явления. Ничего подобного на востоке не было. Были развитые технологии и философия, но «научный метод» на востоке не привился. Назвать дату его рождения и полной и окончательной победы затруднительно. Ещё при жизни Ньютона законы Кеплера считались изящным способом, упрощающим расчёт положения звёзд, не более. Возможно это день ответа Лапласа Наполеону – «Сир, я не нуждался в этой гипотезе». Возможно публикация математических начал Ньютона. Может быть пробежка Архимеда с криком «Эврика» или деятельность пифагорейцев, сказавших, что миром правят числа, а гипотез о происхождении чисел не измышляем.
Это предмет споров. Но факт остаётся фактом. «Научный метод», связывающий наблюдаемые осколки в единую мозаику и проверяющий на каждом шагу цельность этой мозаики, доказал свою эффективность и решительно изменил картину мира, а соответственно и культуру.
Хорошо это или плохо – предмет обсуждения. Но плодами такого подхода мы пользуемся ежесекундно и к чему приводит блекаут я уже наблюдал. Безусловно одно. Та научная революция, которая произошла в Европе не была неизбежна, но она не только изменила наши представления о времени и пространстве (а следовательно и культуру), но и выстроил новые отношения между «природой и цивилизацией». (т. е. стала необходимым, хотя и не вполне осознанным, важнейшим элементом культуры)
Адмирал Чжун Хэ и Васко да Гама
+1
2
+1
1
+1
+1
+1
+1
+1
Спасибо, Андрей! Европейская наука, конечно, великая-однако порох и фарфор изобрели все же китайцы, а современные числа-индийцы. Сейчас ученые всего мира вполне могли бы сотрудничать-наука границ не знает. Однако великие географические открытия были продиктованы не научными устремлениями-а жадностью и тягой к завоеваниям. Видно, в Европе оных качеств оказалось побольше..
“Сейчас ученые всего мира вполне могли бы сотрудничать” Сейчас могли бы. Говорят на одном языке. А тогда в Китае не поняли бы постановку задачи. Зачем её нужно ствавить. Фарфор варвары делать не умеют.
“Однако великие географические открытия” Неважно чем. Эрик мореплаватель никуда не плавал. Но ему было интересно, а что там за Азорскими островами.
Интересно другое. Почему в Европе? Что там было такого, чего не было в Азии.
Университеты в Европе были-традиция учиться шла с Древних Греции и Рима. В Азии другая культурная традиция..
Дело не в названиях. У нас ВУЗов не осталось. Одни университеты и академии.
В Китае с образованием было очень неплохо. Сколько всего должен был сдать чиновник, я бы не потянул. В Азии была мощная медицина (Авицена!), математика. Пифагор не там ли учился? А какая обсерватория была у Улугбека. Библиотека в Александрии. Ещё в средние века к арабам из Европы ездили за знаниями.
Но только в Европе возникла потребность ответить на вопрос — “Боги создали мир. По каким законам?”. Сама идея, что мир в целом доступен для понимания — европейская. И эта постановка вопроса изменила мир. Почему в Европе? Почему не позже лет на 300, почему так эффективно?
PS Любопытна цивилизация леонидян у Стругацких. Они не занимались техникой. Ушли в биологию.
На Востоке пришло мусульманство-а при нем учиться не принято..В Китае мешали внутренние разборки и наружные войны в Азии. А при христианстве все же сохранилась хоть часть античной культуры-в университетах в Средние века шли дискуссии, хоть теологические. Это развивает мысль..
Анне. Глубоко заблуждаетесь. Грамотность исламом приветствуется. Примеры успехов азиатской науки я привёл. Передовая была наука. Во время похода в Европу Батый сформировал из китайцев спецчасти. Такой осадной техники в Европе не бвло. Дамасская сталь пример работы со сталью, из первых композитных материалов. Такие клинки очень ценились в Европе. Но всё это технологии, работа с частностями.
А уж кому мешали внутренние войны больше китайцам или европейцам даже не знаю.
То-то при исламе сожгли Александрийскую библиотеку-какой-то военачальник сказал:”Если в этих книгах написано то же, что в Коране-то они излишни, а если что-то другое-то они вредны”.Ладно, Андрей, закончим дискуссию-спишем все на европейскую пассионарность, согласно Л.Гумилеву. Очень удобное определение-и под него можно подверстать что угодно..