Абеляр и Элоиза

Судьба Элоизы и Абеляра не может не потрясать. Но их эпистолярная история остается известной лишь ограниченному кругу ценителей филологической старины.

2

Абеляр и Элоиза впервые встретились, когда Элоизе исполнилось 14 и она, выпускница монастыря в Аржантейле, поселилась в доме своего дяди, каноника Фульбера. Своей учёностью девушка превосходила всех своих ровесниц. Однако дядя в порыве неуёмного тщеславия решает нанять ей учителя богословия. В свою очередь сорокалетний красавец Абеляр ищет возможности более близкого знакомства с образованной красавицей: “Я завязал знакомство с дядей девушки при содействии некоторых из его друзей. Они предложили ему взять меня к себе в дом нахлебником за цену, которую он сам назначит, ведь дом его находился неподалёку от моей школы… Фульбер любил деньги, то есть был жаден до них. Присовокупите к этому ещё и то, что он страстно желал предоставить своей племяннице возможность дальнейшего совершенствования в изучении наук. Потворствуя двум этим его страстям, я без труда добился его согласия и достиг желаемого”.

События развивались весьма предсказуемо. Как пишет Абеляр: “Сначала мы были объединены проживанием под одной крышей, затем нас соединило сердце”. Страсть была взаимной. Связанный обетом безбрачия богослов и непорочная девушка без рассуждений расстались с невинностью. Элоиза без смущения писала: “Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не позавидовала бы тем восторгам, которые я испытывала в постели с ним?” Абеляр же даже во время лекций не в силах был не думать о своей возлюбленной, обрывал недосказанную фразу с мечтательной улыбкой и, как сам впоследствии признавался, часто “повторял на лекциях эхо прежних слов”.

О страстной любви, вскоре догадывается Фульбер. Спасаясь от его гнева Абеляр перевозит Элоизу к своей тетке Дионисии в Бретань. Там, юная беглянка рождает сына – Астролябия. Вернувшись в Париж, уступая настойчивым просьбам дяди Элоиза вступает в брак с Абеляром, обвенчавшись с ним в одной из парижских церквей. По договоренности Абеляра с Фульбером, брак должен был оставаться в тайне для того, чтобы философ мог беспрепятственно продолжать чтение своих лекций в кафедральной школе Парижа. Однако Фульбер, пытаясь восстановить доброе имя Элоизы (и своё собственное), нарушает этот договор. В ответ на такое вероломство, Абеляр вновь увозит Элоизу из дома и временно помещает ее в женский монастырь Аржантейль, где она воспитывалась в детстве. Фульбер вне себя от гнева. Он решает, что Абеляр насильно постриг Элоизу в монахини для того, чтобы она уже никому не досталась кроме него. Рассерженный дядюшка подкупает наемных людей, приказывая им изувечить Абеляра, оскопив его. Потрясенная произошедшим Элоиза добровольно принимает постриг.

Как справлялись они со своей безнадёжной горечью?

Абеляр чисто по-мужски. Как говорит один литературный персонаж: “нервы в кулачок и делай, что должно”.

Каждый с головой ушёл в свои занятия.

Оказавшись в монастыре в положении несправедливо обвинённого и оскорблённого человека, лишённого любимой женщины, Пьер Абеляр не опустил руки.  Прожив некоторое время в затворничестве, он возобновил чтение лекций, уступив многочисленным просьбам своих студентов. Ещё более углубился в богословие. Он считал понимание обязательным условием веры – “понимаю, чтобы верить”. Жизнь продолжала наносить удары философу-бунтарю, оставшемуся непобеждённым. Часто, находя противоречия в теологических текстах, Пьер Абеляр давал им собственное толкование, отличающееся от общепринятого.  Что, конечно же, навлекало на Абеляра гнев ортодоксов, и однажды он был изгнан из монастыря.  Но нашел пристанище в пустынной местности на Сене близ Ножана, где к нему – учителю, ведущему к истине, присоединились сотни учеников. Благодаря им он через некоторое время получил аббатство. Один из монастырей аббатства им был отдан Элоизе с её монахинями. Он оказывал ей помощь в управлении делами и писал ей письма. Где как не в письмах в то далекое время, могли люди высказаться наиболее полно, наиболее искренне? Их переписка – образец духовного родства, любви и откровенности. “Мерой любви является любовь без меры” (Пьер Абеляр)

Абеляр умер в 1142 году. Он завещал свое тело той, кому оно по праву принадлежало, – Элоизе, чтобы она распорядилась им “по собственному усмотрению”. Тело было похоронено в Параклете, и, выполняя волю покойного, аббатиса каждый день молилась об успокоении души своего возлюбленного. На двадцать втором году этих ежедневных молитв (Элоиза, как и Пьер, умерла в 63 года) Абеляр открыл свои объятия, чтобы принять в них супругу. Но, может быть, это только легенда.

На одном из домиков для священнослужителей собора Нотр-Дам-де-Пари до сих пор красуется надпись: “Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
2

Автор: Larissa Chebaturkina

Литература, Русский и Родной язык,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...