А. и Б. Стругацкие "Трудно быть Богом"

Доброе утро! 28 августа исполнилось 99 лет со дня рождения А.Стругацкого-старшего из двух великих братьев-фантастов. Поэтому не смогла удержаться, чтоб не написать пост на тему своей любимой у братьев книги “Трудно быть Богом”. Да и вообще, как можно закончить цикл о советской фантастике-без упоминания Стругацких? Правда, фантастика у Стругацких не вполне советская-и не совсем фантастика(а зачастую социальная сатира)- но это уж отдельный разговор.

…Итак, далекое будущее. На чужой планете, где царит дикое Средневековье-действуют прогрессоры с коммунистической Земли, которые должны продвигать тамошние нравы к светлому будущему. В государстве Арканар главный прогрессор-Антон, или дон Румата Эсторский(по-тамошнему). В Арканаре к власти приходит министр дон Рэба, который задался целью уничтожить всех грамотных, образованных и думающих людей-с помощью “серого движения”-штурмовиков, набранных из городских низов. Исторические аллюзии совершенно понятны-думаю, объяснять их не надо. Задача Руматы-спасать и переправлять за границу Арканара “книгочеев”, чем он успешно и занимается. При этом у Руматы запрет на любые насильственные действия, что крайне сложно..

Весь роман полон изречений, которые уже стали мемами-“Умные нам не надобны, нам надобны верные”, “После серых всегда приходят черные” и пр. Наконец, при спасении доктора Будаха Румата сталкивается с самим доном Рэбой-и в открытую объясняется с ним. Будаха Румате удается спасти-но дон Рэба пытается сделать ответный ход-и захватить любимую девушку Руматы Киру. Кира при этой попытке гибнет-а Румата, что называется, слетает с катушек и нарушает свой запрет на насилие, после чего его эвакуируют на Землю.

Самый шедевр-это диалог Будаха с Руматой в конце книги(Будах догадывается, кто такой Румата). Будах описывает пирамидальную структуру общества как вечную и неизменную-и прямо говорит, что всегда будут существовать господа и рабы, и что каждый раб всегда обожает своего господина-и ненавидит своего освободителя, потому что каждый раб представляет себя на месте господина-но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Увы, история во многом подтверждает этот постулат..

Не хотелось бы, однако,заканчивать пост на столь мрачной ноте. Сами Стругацкие хоть и думали так-но прогрессоры действуют у них во многих произведениях, значит, они втайне лелеяли надежду изменить и улучшить человечество. Будем надеяться на это и мы..

+1
1
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
2

А. и Б. Стругацкие "Трудно быть Богом": 3 комментария

  1. Анна, Вы правы, Стругацкие замечательные чуваки, но…, не одно но… «Страна багровых туч», «Путь на Альматею» и подобные произведения на заре их творчества, это что? Приспособленчество к тем временам? Конца 50-х, начала 60-х? А далее «Улитка на склоне» и подобный псевдо-авангард середины и конца 60-х? Ну и уж верх приспособленчества к ситуации в стране времён Горбатого, это пара повестушек про «Град Обречённый» и нечто подобное.
    Извините, но они лютые конъюнктурщики, тонко чувствующие откуда дует ветер и на чём можно срубить бабло. Перечитайте их произведения и соотнесите с годами создания – «Ты всё поймёшь, лишь всё увидишь сам»!
    По мне так «Пикник на обочине», первая версия, без Тарковщины, и «Отель у погибшего альпиниста», ну кроме первых вещей, заслуживают упоминания.

    0
    1. Евгений, каждый имеет право на свою точку зрения-мне Ваше мнение о Стругацких известно. Элементы конъюнктуры бывали у всех пишущих-но у людей со временем просто меняется точка зрения. Многие(и Стругацкие в том числе)-прошли путь от адептов коммунистической идеи-и через сомнение к отрицанию.Так и у меня было..

      0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...