Вы предложили историю на тему гнева. Я не вижу в ней повода для гнева. Ваш пример не об этом.
Окей, гнев был. Культура не сработала. Решение нужно принимать не в состоянии гнева, но позже, спокойно.
Но и тут оказалось, что даже в состоянии спокойствия вы оцениваете ситуацию с рациональной точки зрения, но не с точки зрения культуры.
Разница между этими типа решений в отказе от противоречий и в строительстве баланса противоречий.
Рациональное решение - я прав, другие реализуют мою повестку дня.
Культурное решение - мы выясняем позиции друг друга, мы уважаем мировоззрение друг друга, но не обязаны признавать чужую картину мира своей.
Я строю такие отношения со всеми, и, прежде всего, с детьми.
Чему, типично, учат детей окружающие? Животное - друг, член семьи; после чего учат ... подчинять животное своей воле, перенося отношения такого типа на друзей и членов семьи.
Меня научили так - обращение на ты - к членам своего круга, у которых общие с тобой ценности. Вы - это ты и твой Бог - ты и твои ценности. Я вас уважаю - тебя и твои ценности, но я не обязан принимать их как свои.
Я обращаюсь к детям на вы, подчеркнуто уважая их ценности. Предполагая аналогичные отношения ко мне и формируя их опыт взаимного уважения.
Рационализм исключает независимость - свободу, волю, веру и выбор - других. Все это допустимо для себя одного.В рациональной системе отсчета всеобщий наблюдатель, второй порождает противоречие, то есть ошибку.
Культура же учит взаимодействовать с сохранением противоречий.
Если мы о школе, то школа должна образовывать - в балансе науки и культуры, а не обучать наукам только.
Нельзя требовать от учеников культуры, если вы не формируете ее в них. Культура не о знаниях, культура реализуется через личный опыт, и никак иначе, через собственные переживания и собственные ощущения. Просто знание о них не работает.
И вот уже отсюда можно вернуться к гневу. Нужен опыт переживания гнева. Для начала, на примере учителя, затем на собственном опыте учеников. На примерах литературы, обсуждения жизненного опыта тоже, но это дополнительный материал, сам по себе он не работает.
Религия предлагает сдерживать себя и не допускать возникновение гнева. Я не считаю такой путь правильным. В некоторой степени контролировать себя нужно, не уходить в разнос, в самоуничтожение, но опыт проявления гнева, опыт переживания гнева - как правильно, такой опыт тоже нужен.
Почему "мажоры"? А они не имеют опыта переживания негативных эмоций. Негатив их убивает. Для нормального человека негатив тоже нормален. Решения следует принимать в спокойном состоянии. Но уметь переживать негатив тоже нужно. Чтобы научиться не принимать решения в состоянии мажора или минора, в том числе.