Во дворе среди своих мы все решали "па пацански". Веранда в д/с в качестве ринга, боксерские перчатки. Вывих носовой перегородки до конца жизни и нормальная жизнь во дворе с самым разным контингентом, включая сидевших по малолетке.
За границами района было сложнее. "Погнали наши городских в сторону деревни". "Деревней" у нас был рабочий поселок на окраине. Ловили они толпой одного-двоих. Руки-ноги здесь были бесполезны. Выезжали на морально-волевых.
Сами они считали себя лидерами в этом деле. Нужно было успеть за пару фраз выявить лидера и вывести его на персональный разговор - подловить на этой идее. Ну и далее предложить ему избежать риска позора. Толпой нас заметелят без вариантов. Но пару первых пассажей можно и пропустить - читай по глазам, короче.
Следующий раз мы уже уважительно кивали друг другу с безопасной для всех дистанции.
В нормах наших лет и учитываю взрослую уже силищу, вариантов пройти по самообороне почти нет. Будешь виноватым во всех случаях. Что, с другой стороны, компенсируется уже сугубо нормальным социумом.
Есть грань административного кодекса. Его особо не блюдут, поскольку никто за ним не стоит. Но на землю УК не переходят даже на максимальных эмоциях.
В такой ситуации лучше не уметь физически. Да и морально-волевые против потока бессмысленных штампов - пустая трата ресурсов. Не то что непонимание, глухота в ответ. Манипулирую в свою пользу без зазрения. Но это в быту, где административный, увы, не при делах.
Если для сравнения думаю о Германии с ее социальными стратами похлеще индийских, с табуированием чего-то за гранью пластиковой улыбки и местью доносами, то уж лучше по привычке.
Дисциплинирующий огнестрел в США - это вообще за гранью грани, свят-свят от таких отношений.
С культурой у нас стало, в принципе, хорошо, если нет слишком уж большой плотности интересов на единицу интервала. А уж если сталкиваемся, то не более чем в терминологии А кодекса.