Вот, ключ в само-референсности.
Ученые лишь только в последнее время начинают писать о том, что Гёдель в своих теоремах о неполноте требует или само-референсности, или иной науки быть не может. Непротиворечивая, т.е. рациональная картина мира не может создать саму себя. Она требует внешнего определения, внешнего доказательства.
Изначально предполагалось, что рационализм будет использован для доказательства - для верификации знаний. Верификация работает за счет полной внутренней согласованности знаний. Гёдель доказывает - рационализм таким быть не может в принципе. В разнице между полной реальностью и ее рациональной моделью обнаруживаются, как минимум, бесконечности, которые непонятно что такое. Т.е. рациональные знания, как минимум, бесконечно ошибочные.
С точки зрения познания само-референсное возникает в полном, полной может быть лишь математика. Физика возникает на этапе интерпретации этой математики. Пока что ученые даже не думают о создании полной математики - зачем думать о "невозможном". Я утверждаю, что полная математика возможна, и далее по тексту.
С точки зрения сознания, ощущения используют само-референсную модель для непосредственного моделирования само-референсной же реальности. "Я" и есть само-референсное, о чем и пишут исследователи проблемы о неполноте, которую начал изучать Гёдель.
Сознание - это не столько непосредственное знание, это гораздо более фундаментальное явление. Ощущения позволяют разграничивать настоящую реальность, отражаемую сознанием, и фантазии. Позволяют, но не гарантируют. Сознание - это еще и фантазии.
Настоящая реальность обладает законами сохранения внутри полного. Фантазии требуют для сохранения нечто внешнее, они не сохраняют себя, они не являются само-референсными.
--
Культура работает с полнотой без понимания, что это, как с опытом.
Я иллюстрирую возможности полноты в контексте познания.
Знания и там, и там разные, полученные различными путями, используемые различным образом. Но знания об одной и той же реальности. Я имею возможность сравнивать обе этих полноты. И я в шоке от возможности строгого моделирования реальности посредством ощущений, что доказывается с другой стороны - через познание - с помощью полной математики.
На уровне сознания посредством ощущений человек обладает божественной сущностью.
Интеллект же пока еще использует ошибочные методологии мышления, но мы можем установить надежные, недогматические основания для последующего развития познания.
На данный момент, что считать разумным - в потенциале безошибочное сознание на базе ощущений или пока еще, как минимум, бесконечно ошибочное познание? Это я о существующем типичном представителе социума. Сам же я могу себе позволить смотреть со стороны.