Рационализм основан на 4-х догматах - на 4-х основных законах логического мышления. Три из них предложены Аристотелем, четвертый добавили позже.
1. Закон тоджества.
2. Закон непротиворечия.
3. Закон исключенного третьего.
4. Закон достаточного основания.
Некоторые ученые утверждают, что все они могут быть сведены к одному из них, удобнее всего сводить к закону непротиворечия. Можно не спорить об этих деталях. Все они являются обязательными и служат критериями истинности рационализма. Нарушил хотя бы один из них - совершил ошибку.
Гёдель исследовал любую достаточно сложную непротиворечивую формальную систему и доказал ее принципиальную неполноту. Я дополняю это упрощенное описание Теорем о неполноте локальностью и формализмом, вместо формальной системы.
Дальнейшие рассуждения можно вести, заменяя рациональность на непротиворечивость. Почти всегда этого достаточно, если не требуется уточнений.
Любая рациональная теория не способна быть полной. Мы не знаем природы и масштаба разницы между полнотой и рациональной моделью. Мы знаем, например, что в эту разницу попадают бесконечности. Т.е. масштаб ошибки больше бесконечности.
Любая рациональная теория по мере своего создания упирается в "демона бесконечности", включая ТО и КМ. Но не только на этом уровне. Не зная бесконечности, мы не можем создать даже арифметику. Счетная, которую используем мы, реальность в целом (как полную) не описывает, т.е. для описания реальности ее применять нельзя.
Если рационализм не способен быть полным, то полнота, если она таки возможна, является нерациональной. Исходя из предыдущих рассуждений, полнота противоречива.
Материя также противоречива, что можно показать на нескольких тривиальных примерах, т.е. фактически. Материя, гипотетически, полна.
И таки да, оказывается, что полнота возможна и она таки противоречива. Полная модель открытая, законы сохранения обеспечивает полнота, сумма же не сохраняется.
Если результаты работ в области фундаментальной науки принадлежат всем, то есть даром, то создавать полную модель должны те, кто такую систему ценностей установил. Начинать нужно с изменения системы ценностей. Создать полную модель можно, задача решаемая, но внедрить ее можно лишь через инициацию ускоренной эволюции науки сверху.
"Я все понимаю, но я не хочу в это верить" - проблема в том, что рационализм защищает себя как сильнейшая из религий. "С собой спорить не будешь" - я вижу единственный способ преодоления этой веры. Нужно собрать ведущих мыслителей мира, включая ярых защитников рационализма, и принудить их к честной научной работе.
Мы создали настолько странную - рациональную модель мира, что по ходу описания настоящей реальности мы будем сталкиваться с такими странностями, которые будет крайне сложно преодолевать. Соблазн отсечки - я не хожу продолжать - возникает на каждом новом шаге познания мира.