2 интересует 0 не интересует
104 просмотров
от alm67 (13.0 тыс. баллов) в категории Искусство и культура
Лежу в шезлонге, на даче, смотрю на небо, думаю о мировой литературе.  

Вот мы пеняем ИИ, что он убогий и вторичный. А есть ли за последние лет 20 какие-то писатели и поэты уровня Стругацких, Лема, Брэдбери, Лермонтова (Люблю отчизну я, но странною любовью), Фолкнера, Драйзера, Хемингуэя, прости господи. Ну хоть что-то близкое к этому?

Всё ведь уже написано. Сюжетов не осталось. Лучше Толстого про лопух не напишешь...

Что из современного почитать, чтобы как глоток свежего воздуха?
от olga (7.9 тыс. баллов)
2 0
Спрос рождает предложение. Не то чтобы Лермонтовых и Толстых не стало, они есть, просто спрос на них невелик. А посколько сейчас во главу угла многими ставится прибыль, а не полезность для духовного развития, то и результат такой, какой есть - их просто мало печатают.

7 Ответы

1 ЗА 0 не интересует
от andrzej (2.9 тыс. баллов)
А какая литература может быть востребована сегодня, чтобы большим тиражом? Какая - по вашим ощущениям - с учетом тиража.

В сети самый востребованный формат - Тик-Ток. Даже с учетом серьезного контента, стиль площадки и обрамление этого серьеза, с учетом оторочки благим матом, как вам такая новая норма?
1 ЗА 0 не интересует
от annacige (30.2 тыс. баллов)
редактировать от annacige
Совершенно согласна с Вами-великие писатели все остались в прошлом. Недаром современная литература занимается играми со словами и перепевом(или осмеянием) классики(постмодернизм). Так что и рада бы посоветовать-да нечего..Вот почитала Водолазкина или Пелевина-да они близко к классикам не стояли. Да и современная жизнь не располагает к раздумьям и спокойному чтению-инфы слишком много. Заголовки посмотрел-и скорей бежать..
3 интересует 0 не интересует
от andreyofedotov (10.6 тыс. баллов)
20 лет? Минимум Быков, Улицкая., Иванов. Для занимательного чтения (но не только) Рубина. Бакмана чуть не забыл. "Вторая жизнь Уве".
В чём Вы правы -- с романами вроде бы похуже. Желающих почитать что "Сагу о Форсайтах", что "Московскую" поубавилось. Да и не всякий  школьник долетит до 4 тома "Войны и мира".
Правы Вы и в том, что ощущение конца литературы есть. У меня они усиливаются, когда я вижу рекомендации литрес или прохожу мимо витрины читай города.
Но история не кончилась, не кончится и литература. Сюжеты-то кончились где-то после издания Ветхого завета.
2 интересует 0 не интересует
от des-kitten (7.7 тыс. баллов)
Я могу выделить три связанные проблемы литературы сегодня:
1) Огромный рынок. Если раньше грамотными были единицы, и все они писали и писали много, а главное - они все друг друга знали, невзирая на их материальный статус. Сейчас же, в век тотальной (но поверхностной) грамотности, печатают многих, они не знакомы, они распределены в пучине пробивных графоманов, понижающих общий уровень текста (иронические детективы), смысла (поверхность того же "Алхимики" Коэльо невыносима) и языка (т.к. нет элементарных знаний лингвистики и ритмики).
2) Тотальное преобладание жанровой литературы для удовлетворения эскапизма над адекватными произведениями, которые в сути скучны (либо, зачастую, запихнуты в триллеры).
3) Да и читатель (а читающая молодежь не уменьшилась и читает также много и залпом, как и во времена Пушкина, Толстого и Платонова) не готова к сложным книгам, в взрослый читатель в силу своей жизни, беготни, заботы о детях, уже далек от времени спокойного абстрагированного чтения, и возвращается к этому занятию лишь в пожилые годы, и современное ему уже непонятно, образовался пробел в миропонимании, мироощущении и даже в языковой выразительности; а также поскольку у таких людей есть опыт чтения и есть знания сюжетов - все это кажется вторичным.
Причина: погоня особенно молодых авторов за гонораром. Об этом еще Ян Парандовский в "Алхимии слова" писал, мол, есть писатель, а есть графоман; об этом была байка про Марка Твена и романистку (не помню ее имя, вполне знаменитая за рубежом писательница) в гостях у Амброза Бирса; на ремарку женщины, что она тоже писательница, Твен яро ответил, что она - романистка, а не писатель, и ничего не в писательстве не понимает.

А выискивать семена в тоннах плевел, к сожалению, вам придется самому, на вкус и цвет. Веллера, Ерофеева, Михайлова читать не советую, это или соцреализм, написанный же в советское время или пост-литература, которая годна только ради критики и новаторства (тот же Замятин и Шкловский разделали стиль Виктора Ерофеева в "Синее Тетрадо" в пух и прах еще до его становления автором); Михайлов С.С. просто излишне академичен. "Альтист Данилов" Орлова прочесть можно, старая школа, походит на поздний советский варант стиля Алексея Толстого. Пелевин начинал с рассказов в стиле киберпанк и пришел к пропаганде буддизма в книгах, он вполне хорошо пишет, персонажи интересные, но сюжеты иногда высасываются из пальца. Остальные, за малым исключением, иноагенты с нереально скучными, скудными на язык, скукоженными на сюжет и персонажи произведениями (Толстая, Улицкая, Быков... лично у меня начинало крошить зубы с первой же страницы), и, мне кажется, что известность и деньги они получали именно за растление великой и могучей литературы...
Если хочется чего-то необычного в стиле взрослого варианта "Незнайки на Луне" - Джефф Нун "Автоматическая Алиса" (если смотреть на игру названий и профессий открывается очень много интересного); если хочется сломать мозг: Кендзи Сиратори "Электрическая кровь" (без знания базиса языка программирования C++ читать практически не имеет смысла, т.к. уловить смысл будет труднее, чем в "Улиссе" Джеймса Джойса). Из вполне читаемых, еще не поседевших: Брэндон Сандерсон (но он фэнтезист даже больше, чем фантаст).
от andreyofedotov (10.6 тыс. баллов)
1 0
"Альтист" это не 20 лет, больше.
А от "Истребителя" тоже скрипят зубы?
от des-kitten (7.7 тыс. баллов)
1 0
Проверил "Истребителя", за сюжет сказать не могу, но начало, тот небольшой кусок, что я заставил себя прочесть, мне не понравилось. Прочтя пролог и несколько страниц 1-ой главы, не впечатлило. Постоянные потоки мысли и визуал (а где запахи? где звуки? где тактильные ощущения?). Мне тяжело такое читать, когда идет огромное словоблудие без якорей для перенятия ощущений, в общем, мой мозг книгу не почувствовал, не увидел. Что я почерпнул из пролога: разбит стакан, знакомый летчик подарил ей раскладывающуюся рюмку, и мысли матери с больным ребенком об измене, связь мороженого из кафе "Север" и вылета в заполярье. Т.е. автор ставит меня перед фактом, что будет авария, будет линия измены или мысленной измены и терзаний по этому поводу. Лично мне стало не интересно, и я не хочу себя пытать, какой бы гениальной книгой это ни было.
Вот мемуары летчика Литвина было интересно читать.
от andreyofedotov (10.6 тыс. баллов)
0 0
ДесКиттену. А можно сказать, что в книге Вы цените не идею, а атмосферу, запахи, тактильные ощущения?
Но даже если так, то я вижу Москву тридцатых, вижу как писалась "Голубая чашка"... Для меня это не словоблудия, а экспозиция. А сюжетом Вы мало что угадали. Хотя аварии будут. Но это ясно и из первых двух книг, и изназвания третьей.
А "Живаго" Вы до эпилога дочитали?
1 ЗА 0 не интересует
от vary (7.7 тыс. баллов)
Ничего удивительного, что чтение отходит в прошлое.

Чтение вытесняется более информативными средствами доставки информации.

Лучше видеть и слышать, чем читать. Картинка, голос, музыка передают замысел автора гораздо более полно чем текст. И в будущем средства передачи информации будут только расширятся.

Раньше эмоции и информацию передавали стихами и прозой, вели альбомы, берегли рисунки. Музыку слушали только за деньги в театре или богатом парке. Залипали к радиоточке слушая рассказчика. Ходили специально посмотреть на цветные картины, чтобы увидеть то, что недоступно было увидеть вокруг себя. Сейчас такие картинки показывают любой "чайник" 60 шт в секунду. Ушли газеты с подборкой новостей, сейчас каждый сам решает какие новости принимать.

Все меняется и развивается, а будущее за комплексными средствами передачи информации.

Но... Я постоянно торможу своих близких при попытке "сжечь" на костре или в камине "неинтересную"книгу или старую газету. Теперь они ценятся не по интересу, а по своей сути. Они уходят и становятся раритетом, ценностью ушедших поколений, историей. Не надо выбрасывать книги, в них "голос" доцифровой эпохи. Голос дедов, родителей.

Чем старше книга, тем больше в ней "воды", а мы сейчас хотим получать саму суть. Для этого есть ИИ. Если вам надо понять суть книги не читая её, спросите об этом ИИ и укажите в какой объем надо уложиться.
от olga (7.9 тыс. баллов)
1 0
Вэри, здесь немного другое. Когда Вы смотрите экранизацию какого-нибудь произведения, Вы видите её так, как видит автор экранизации. Выбранные им артисты, его понимание сути, и т.п. А когда Вы читаете сами, то представляете всё по своему. Это Ваше, а не его видение этого произведения.
от vary (7.7 тыс. баллов)
0 0
Но, автор пишет с целью передать своё представление. И старается это передать с максимальной точностью.

То, что вы описываете полностью раскрывается и задействует весь мозг с максимальным погружением не при чтении, а при сочинении. Отложите книгу и в путь.)
1 ЗА 0 не интересует
от artur (8.7 тыс. баллов)
В общей картине, любое литературное произведение, получает признание как минимум спустя несколько поколении. Следовательно, пока еще сложно судить, какие именно произведения современности станут своеобразной заменой "война и мир" или "мертвые души". Для чтения полезно все, в чем есть драма и комедия, так как все что пишется и будет писаться, толкует о человеческой сущности, тут века или эпохи, не имеют абсолютно никакого значения. Все что сегодня кажется странным и не актуальным, обретет свое признание в будущем и обязательно найдет своих читателей.
от vary (7.7 тыс. баллов)
0 0

какие именно произведения современности станут своеобразной заменой "война и мир" или "мертвые души".

Все определяется не литературой, не столько талантом писателя, а политической обстановкой в стране.

 Как думаете, сколько людей не то, что прочли бы мертвые души и войну и мир, а знали бы о них, если бы не обязаловка школьной программы?

от andreyofedotov (10.6 тыс. баллов)
0 0
Вэри. А как Вы думаете, сколько людей кончили школу с радостной мыслью, что больше ни одна сволочь не заставит их взять в руки Толстого и Гоголя?
от vary (7.7 тыс. баллов)
1 0
Так я именно об этом и пишу.

Но я брал). может потому, что заданное никогда не читал, читал в это время другое. Но если брал, то то, что хотел брать и тогда уж, ПСС. Читал все со всеми потрохами. Из программного: Лермонтова, Тургенева, Гончарова... Но .то уже не чтение худ произведения, а исследование скорее.

За последние 15 лет не причитал ни одной худ книги((( Не могу, одна вода.... Но жене книги скачиваю.
от andreyofedotov (10.6 тыс. баллов)
0 0
Вэри. Тогда понятно. Вы видимо "пифагореец", а я "эпикуреец". Лит-ра для меня не источник знаний, а удовольствие. Могу покружить с обиженным карканьем над Улиссом, "Портрет жены" почитать. Но не моё. Читаю то, что написано для меня. Вот Пелевин с Прилепиным писали для меня, а потом перестали... Так не всё коту масленница
2 интересует 0 не интересует
от ivanmaximov (-115 баллов)
Тут  следует ориентироваться не на советы других что почитать,  тираж  и пр. а самому читать.Хоть в библиотеке взять книжку, хоть в Сети скачать. У всех разные вкусы.

А о судьбе литературе рассуждать не хочу, потому что не было и нет у меня тяги к книгам. В юности читал, но в основном научпоп, психология. Начитался... всякой воды.  Художественная литература, особенно классика, не интересовала вообще, хотя кое-что и нравилось, но не из  классики. Поэтому мне сказать нечего о литературе. Но не моё это.

Внимание!

Вы можете на сайте Q&A опубликовать пост,  задать  вопрос.  Сообщество сайта отвечает на любые вопросы, кроме политических.
Благодарим за участие!


  1. Главная
  2. Написать пост
  3. Новые публикации
  4. Достижения
  5. Личный кабинет
  6. Группы
  7. Дзен-канал Askanswer

Популярные теги

жизнь общество человек люди праздник история философия физика здоровье медицина еда биология сайт-q&a женщина психология математика дети мужчина новый-год литература школа деньги эволюция искусство кино образование - работа экономика религия лето питание любовь семья транспорт бог наука финансы погода отношения искусственный-интеллект опыт закон сознание ии города-и-страны животные отдых красота время спорт химия город технологии егэ россия духовность материя вселенная астрономия экология климат автомобиль земля общение программирование техника мода информация дом магазин космос жизненный учитель весна юбилей идеальное культура кулинария животные-дома цены интернет вопросы напитки специальная-теория-относительности дача ссср туризм диалектика воспоминания энергия пространство природа фотон пространство-время покупки движение вода развитие будущее

3.3 тыс. вопросов

11.0 тыс. ответов

21.4 тыс. комментариев

108 пользователей

...