Я могу выделить три связанные проблемы литературы сегодня:
1) Огромный рынок. Если раньше грамотными были единицы, и все они писали и писали много, а главное - они все друг друга знали, невзирая на их материальный статус. Сейчас же, в век тотальной (но поверхностной) грамотности, печатают многих, они не знакомы, они распределены в пучине пробивных графоманов, понижающих общий уровень текста (иронические детективы), смысла (поверхность того же "Алхимики" Коэльо невыносима) и языка (т.к. нет элементарных знаний лингвистики и ритмики).
2) Тотальное преобладание жанровой литературы для удовлетворения эскапизма над адекватными произведениями, которые в сути скучны (либо, зачастую, запихнуты в триллеры).
3) Да и читатель (а читающая молодежь не уменьшилась и читает также много и залпом, как и во времена Пушкина, Толстого и Платонова) не готова к сложным книгам, в взрослый читатель в силу своей жизни, беготни, заботы о детях, уже далек от времени спокойного абстрагированного чтения, и возвращается к этому занятию лишь в пожилые годы, и современное ему уже непонятно, образовался пробел в миропонимании, мироощущении и даже в языковой выразительности; а также поскольку у таких людей есть опыт чтения и есть знания сюжетов - все это кажется вторичным.
Причина: погоня особенно молодых авторов за гонораром. Об этом еще Ян Парандовский в "Алхимии слова" писал, мол, есть писатель, а есть графоман; об этом была байка про Марка Твена и романистку (не помню ее имя, вполне знаменитая за рубежом писательница) в гостях у Амброза Бирса; на ремарку женщины, что она тоже писательница, Твен яро ответил, что она - романистка, а не писатель, и ничего не в писательстве не понимает.
А выискивать семена в тоннах плевел, к сожалению, вам придется самому, на вкус и цвет. Веллера, Ерофеева, Михайлова читать не советую, это или соцреализм, написанный же в советское время или пост-литература, которая годна только ради критики и новаторства (тот же Замятин и Шкловский разделали стиль Виктора Ерофеева в "Синее Тетрадо" в пух и прах еще до его становления автором); Михайлов С.С. просто излишне академичен. "Альтист Данилов" Орлова прочесть можно, старая школа, походит на поздний советский варант стиля Алексея Толстого. Пелевин начинал с рассказов в стиле киберпанк и пришел к пропаганде буддизма в книгах, он вполне хорошо пишет, персонажи интересные, но сюжеты иногда высасываются из пальца. Остальные, за малым исключением, иноагенты с нереально скучными, скудными на язык, скукоженными на сюжет и персонажи произведениями (Толстая, Улицкая, Быков... лично у меня начинало крошить зубы с первой же страницы), и, мне кажется, что известность и деньги они получали именно за растление великой и могучей литературы...
Если хочется чего-то необычного в стиле взрослого варианта "Незнайки на Луне" - Джефф Нун "Автоматическая Алиса" (если смотреть на игру названий и профессий открывается очень много интересного); если хочется сломать мозг: Кендзи Сиратори "Электрическая кровь" (без знания базиса языка программирования C++ читать практически не имеет смысла, т.к. уловить смысл будет труднее, чем в "Улиссе" Джеймса Джойса). Из вполне читаемых, еще не поседевших: Брэндон Сандерсон (но он фэнтезист даже больше, чем фантаст).