У меня отношение к школе очень личное. Хотел и даже немножко работал в школе + 7 внучек, две в понедельник ОГЭ сдают, одна в магистратуру перейдёт. Вижу студентов, разговариваю с преподавателями.
С моей колокольни уровень преподавания в школе сильно упал. Говорю о среднем уровне, хорошие или приличные школы ещё сохранились. Это моё частное мнение подтверждается статистикой. Частные "инвестиции" родителей в репетиторство растут быстрее инфляции и сравнимы с государственным финансированием школ.
Причины:
1. Не очень понятно зачем в жизни нужно хорошее общее образование. Какие преимущества оно даёт обладателю диплома. Обратите внимание, работодатели стали внимательно смотреть что это за диплом. Раньше просто обращали внимание на наличие. Обратите внимание, ЕГЭ можно и не сдавать. В этом случае дадут справку об окончании школы. Обратите внимание, растёт популярность техникумов.
2.Упал престиж работы учителя. Зарплата, загрузка, куча ненужной отчётности. "Поражение в правах" в отношениях с родителями (учитель стал "обслугой", ему приходится долго оправдываться после любой жалобы).
Это означает, что в учителя идут отнюдь не лучшие, да и лучших надо выбирать из тех, кто кончил школу не в лучшие для школ времена.
3. Программы и учебники. Я про физику и отчасти математику. Они не согласованы. Физику надо объяснять на пальцах, поскольку она сильно опережает математику. Программа построена кругами. Механику проходят каждый год. Это пустая трата времени. Выбора учебников нет и это ухудшенное издание Пёрышкина (до 10 класса), содержащее ошибки допустимые в 30х годах (так парамагнетизм объясняется движением электронов) и портреты учёных. Откуда берутся приводимые для запоминания формулы мне понять не удалось.
Программа жёсткая. Надо учитывать расписание контрольных работ, т.е. перераспределить материал очень сложно.
3.Поскольку наука недофинансируется, реформа АН ситуацию только ухудшила, то не в лучшем состоянии и институты академии наук, а отраслевых стало просто меньше. Это означает, что студентам в базовых институтах стало хуже и уж ёмкость баз точно уменьшилась. Физтех просто пытается отказаться от базовых институтов и сделать базовые лаборатории у себя.
Что хорошо. До "власть имеющих" и до работодателей стало доходить, что сложную технику выпускнику церковноприходской школы доверять нерентабельно. Поскольку импортозамещение признано необходимым, надо бы эту технику кому-то проектировать и делать. Какие-то подвижки начались. В 2036 году можно будет посмотреть результаты.