Помните, рассказ Николая Носова "Телефон" о двух мальчиках, которые, купили игрушечный телефон. Сначала ребятам было интересно переговариваться по нему. Потом Мише захотелось узнать, что находится внутри телефона и он разобрал его. Это - "научный подход". Любопытство - мать науки.
Купишь, внуку, машинку... С пультом, на батарейках. Он с ней поиграет, покатает её пару недель, а потом надоедает и становится интересно узнать – а как она устроена. Он ее об стену «шарах!» и машинка разлетается на составные части – колёсики, шасси, батарейка, моторчик, лампочки… Столько всего нового и интересного! Сколько открытий! Но со временем, становится любопытно, а из каких частей состоит моторчик или батарейка. Снова о стенку «шарах!» и новые открытия.
Научный подход – раздолбать, чтобы узнать как устроено.
Синхрофазотрон работает так… Электрон, разгоняется в магнитном поле и об стену (мишень) «шарах!» и он разлетается на составные части. Сколько открытий! Сколько новых частиц. Но со временем, становится любопытно, а можно ли раздолбать электрон на еще больше деталей. Что если машинку ударять не о стену, а о другую машинку которая несется навстречу – вдвое больше скорость удара – больше и обломков. Так работает адронный коллайдер – электроны разгоняются в магнитном поле на встречу друг другу и «ШАРАХ!» Новые частицы. И т.д.
Тут два интересных направления. Одним интересно устроить «наибольший шарах» на микро уровнях. У других есть теория «Большого Шараха» ("explosion" - взрыв на английском, а "bang" - это "бах", "шарах", "бух", "шандарах") в результате которого образовалась куча частей, под названием Вселенная и пытаются собрать пазл. Чтобы узнать, что же такое было раздолбано 13 лярдов лет назад, что получилась не куча мусора, вполне приличное жильё для человечества.
Две интересные игры – одна «ломать на части», другая «собирать из частей».