Не существует искусства ради искусства.
Любое искусство (не важно что это - литература, поэзия, кино, живопись, ...) обладает воспитательной функцией и служит для усвоения или переформатирования морально-этических ценностей вовлеченных в процесс чтения, слушания, смотрения, и т.д.
Катарсис – это нравственное переживание, вызываемое различными видами искусства, но не всем объемом того или иного вида искусства в целом, а лишь некоторыми жанрами или даже отдельными произведениями при условии, что произведения (жанры) искусства, вызывающие катарсис, являются подражанием (мимесисом) нравственным переживаниям.
Катарсис, как «отзеркаленное» переживание, несмотря на ограничение силы его протекания осознанием имитативного характера воспринимаемой ... критической ситуации, имеет компенсаторную интенцию, способную изменять моральное сознание ... и влиять на его поведение.
Ф. Василюк определил переживание как «деятельность… по перестройке психологического мира», направленную «на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни». Переживание, по его мнению, является процессом, «соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы»
искусство есть «резонатор, усиливающий и передающий чувства автора, которыми заражается воспринимающий».
Таким образом, тип восприятия детерминирован типом художественного сознания, т. е. отражает социальные установки и представления...
Поскольку уже в акте восприятия начинается управление действием, осознание идеи ... в эмоционально окрашенном контексте будет эффективнее содействовать влиянию на оценочный процесс, поведенческий уровень ... , изменение ценностной составляющей его мировоззрения. Эти задачи решаются уже в процессе переживания.
Учитывая, что катарсис связан с моральными чувствами, в основе которых лежит психический механизм эмпатии, но к которому, тем не менее, они не сводятся, поскольку имеют социальную природу, при рассмотрении ... в качестве воспитательного средства, канала социализации, следует обратить внимание не только на явный контекст, направленный на утверждение определенных социальных и моральных ценностей, но и на перцептивные возможности, способные вызывать катарсис или, наоборот, его уничтожить.
Поскольку переживание являет собой сплав эмоции и осознания, отражающего мировоззрение зрителя, в том числе, его моральное сознание, катарсис, вызываемый ... , возникает на основе отождествления ... с героем (героями) ... Поскольку катарсис – феномен социально-психический, обязательным компонентом которого являются нравственные чувства, катартическое переживание способно влиять на установки, позиции, отношения, что, в свою очередь, ведет к изменению в поведении субъекта данного переживания.