"видеть самому "
"Слушать глазами" в оргинале. Вас это странное сочетание слов не смущает?
Между видеть и слышать большая разница. Ницше сам ее не понимает, но пытается выразить ее. К 30 годам он почти ослеп.
Динамика перехода от предыдущей ступени развития к следующей, на пути к сверх-человеку проходит через текущее настоящее. Люди вокруг Заратустры в текущем, они требуют настоящее. Ницше пытается осмыслить и прошлое, и будущее, как движение.
Движение, которое выходит за границы текущего настоящего, нужно слушать. Движение во времени - слушать. Самим. Не Заратустру только. Тот обращается к собственному опыту окружающих.
Но он не умеет доносить людям свои смыслы. Вот в чем трагедия Ницше. Смысл возникает не из слов, на самом деле, но из интонирования этих слов, из живой речи. Из культуры. Ницше не понимает еще роль культуры, не понимает, как она формирует смыслы, с помощью каких инструментов.
Культура для него в текущем настоящем. Культура для него тормозит развитие, она медлительная. Культуру его времени нужно преодолевать.
--
Если мы читаем не о своем времени, не строим мосты к своей реальности, то зачем?
Как работает культура в наши годы?
Культура, на самом деле, мгновенного действия, она не тормозит, она работает здесь и сейчас. Здесь ее и можно поворачивать в нужную сторону. Вначале оценивать, затем стратовать от этих оценок и развивать.
Пример. На днях я был свиделем небольшого концерта. Я знаю, как и что там сработало, как была реализована культура. Для самих реализаторов мероприятия такой результат был случайным.
Зрители были студентами. Хороший зал подпевает. Эти же кричали знакомые песни, человек 300, не меньше часа, не просто во весь голос, но с нотками истеричности. Танцы тоже были, но основная энергия уходила в крик.
Пацаны поначалу прижимались к стенам, затем их становилось все меньше. Девушки же расходились не на шутку.
Я увидел в этом действе, что приходит время женщин. Именно они инициировали, действовали, выражали себя. Энергия была на их стороне. Не они сами такие, время такое. Это время попадает с таким своим духом в унисон с теми нотами, которые, среди прочих, есть у женщин, и которых нет у мужчин.
Чтобы вернуть культуру к норме, нужно возвращать нормальный баланс, без надрыва эмоций - ко времени, которое будет не только кричать - с истерическим окрасом, но которое будет разным, и нормальным тоже, полным.
Технология управления через отрыв ощущений от настоящей реальности порождает женщин, как движущую силу, - в поколении, наступающем на наше время. Женщинам в таком времени комфортее, нежели мужчинам. В этом крике нет уже смысла, но есть энергия, есть стремление жить.
В нормальной жизни это явление не проявляется. Я наблюдаю стремление к ощущению полноты у окружающих. Но если оставить в фокус группе студентов и применять к ним некоторые фильтры, то студенты сами себя проявляют.
Почему студенты? Дети целиком повторяют среду, они копируют ее. Студенты переходят к выражению себя, не имея опыта. Они на переломе, на переходе от выражения среды к выражению себя, они фильтруют среду, но пропускают ее уже через свои опоры. Они тестируют среду собой.
Чуть позже, более взрослые становятся менее чувствительны в внешнйе среде. они уже имеют свои внутренние опоры, сформированные.
И вот такими тоже я виже формирующиеся опоры. Не только такими, не только кричащими, но и кричащими тоже.