Отнесу несдержанность в эмоциях на вашу профессиональную деформацию. Среда накладывает отпечаток. Я себе такого не позволяю. Если что непонятно, задавайте вопросы. Соблюдая соответствующий этикет.
Вы обсуждаете социальную психологию. Управление социумом с использованием социальной психологии возможно. Вопрос в том, насколько общество реагирует на ваши сигналы. Каким должно быть общество, чтобы оно реагировало на ваши сигналы? Какой природы эти сигналы?
Когда мы обсуждаем данную тему, то речь не идет о разумном анализе. Речь идет об эмоциях, они формируются на уровне ощущений. Обращаться к разуму здесь бесполезно. Нужно обращаться к ощущениям непосредственно.
С ощущениями работает культура - через средства художественной выразительности. И культура таки может вылечить - через достаточно массовые мероприятия - через фильмы, например. Чтобы вылечить, чтобы вывести человека аж из такого состояния, которое мы обсуждаем, нужно провести его через цепочку ощущений, довести его до высшей точки и привести его к переживанию катарсиса. И все, проблема исчезнет.
Теоретические работы на эту тему пишут, например, драматурги - инженеры человеческих душ. Как это все работает, какая мощнейшая научная база лежит в основе этой, казалось бы, банальной писательской работы, все это они сами изучают и описывают. Инструменты слишком серьезные, если уметь. На обум Лазаря здесь нельзя.
Со стороны сигналов управления и теория, и практика отлажены. Здесь работает не семантика, не информирование, не через значения слов, но через формирование ощущений - непосредственно. Ощущения рождают смыслы через средства художественной выразительности. Так это и работает. Если речь о массовой социальной психологии.
Работать нужно именно через смыслы, поскольку мы обсуждаем таки смыслы, главный из которых - смысл жить. Смыслами можно управлять, интонируя средства художественной выразительности.
А вот со стороны приемников этих сигналов с каждым годом все хуже и хуже. Общество все более становится интонационно глухим. Последний "шедевр" - Слово поцана, который воспринят обществом как знаковое событие, уже напрочь лишен средств художественной выразительности, следовательно интонирования этих средств, следовательно - и смыслов тоже.
Что все и обсуждают - бессмысленность жизни (того периода), что честно отражено бессмысленностью произведения. Индикатор действительно знаковый. Средства выразительности интонируются за счет того, что они актуальные. Тот период воспринимается сегодня как актуальный, как Чехов, прочтение которого тоже может быть каждый раз актуальным. Но нет, так было. Сегодня все больше интонационно глухих.
Для управления социумом в последние годы, что актуально для западных стран, используют технологию, основанную на девиации эмоций. Смыслы возникают из интонаций, интонации работают с опорой на эмоциональную норму. Опоры на эту норму лишают. Отсюда происходит исчезновение смыслов, включая главный - смысл жить.
В негативном плече тема исследована теоретически и внедрена уже в практику.
Позитивное движение возможно через культуру.
Если культуры нет, а ее ведут к этому (мы отстаем, но неизбежно догоняем хоть часть, но мировых трендов), то некоторые вопросы о негативных смыслах необходимо табуировать. До тех пор, пока мы не заместим их сформированными смыслами.
Смысл жить возникает не из мажора, не из решения проблем, но из полноты жизни - из ощущения полноты. Культура об этом.