Таки сподобился посмотреть весь сериал (все 8+демо серий)
-- ветеран афгана встает во главе преступной группировки с благими намерениями, но становится бандитом -
-- отставной капитан морской пехоты Майкл Корлеоне встает во главе мафиозной семьи и становится бандитом -
-- оба ими стали, убив человека в ресторане/баре...
Противоречивые чувства. С одной стороны, я частично застал подобное, но не в таком экстремуме; с другой, я тюремную и бандитскую тематику не хочу смотреть. Поэтому я сосредоточился на визуальной составляющей и сюжетных поворотах.
Визуал: превосходный, костюмы, окружение, термос - хорошая работа постановщиков и реквизиторов. Кадры отточены, работа с камерой - великолепна, тайминг, спейсинг, блокинг, всё имеет ритм сердцебиения и заглавной песенной темы об осколках в руках от потерянных любви и счастья. Колористика отлична. С этим все в порядке (за 23-ый год я убедился, что наши научились пользоваться технологиями).
Сюжет. У каждого героя (за единичным исключением) присутствует только Негативная Арка: Персонаж верит в ложь, он погружается в ложь, отвергая путь правды, и ложь его ломает, доказывая правоту правды... С первых минут я понял, что добром ничего не кончится, я следил за тем, как же автор преподнесет финальные состояния персонажей... И вот тут есть сюжетные повороты, существенные твисты истории, на которые персонажи должны реагировать, и по идее, нерешенная проблема ранее накладывается на новую, а персонаж действует из ложных воззрений... и проблема усиливается трехкратно. Здесь все сглажено, некоторые персонажи вставлены для-ради поворота; многие персонажи живут только вокруг главных персонажей, не имея своего ни мнения, ни характера... Со сценарной точки зрения, конкретная серия хороша, но в целом динамики падения и ожидания катарсиса нет. Конец 2ой серии как инициирующий момент (гибель Ералаша) очень силен, но середина - злоключение Айгуль и расстрел Желтого, которые должны переплюнуть этот инициирующий момент - воспринимается слабо. Плашки с судьбой братвы нужно было вставить в 8-ой серии, когда их в обезьяннике переписывают, иначе их дальнейшие персонажные арки повисают в воздухе... финал скомкан и менее трагичен, чем инициирующий момент.
Я сравниваю со сценарием Ильи Куликова ("Глухарь", "Карпов") также запрещенного в РФ сериала "Страна 03" - там есть финал, он открытый, будто недосняли серию, но это финал. Все линии сведены в одну точку: зритель сам решает, что было дальше; здесь же большинство линий обрывается (возможно, так оно и было в реальности, но сериал-то не документальный, а художественный)
Оставил бы я сериал (снял запрет), да, но рекомендовал к просмотру по 2-3-3 серии, чтобы хоть как-то почувствовать трагедию всех судеб вокруг одного, так ничего не понимающего Андрея (демо-версия это показывает: он как Марат в 1ой серии отнимает мелочь; да и в обоих версиях: драка с Маратом, и финал в детской колонии об этом же говорит).
А насчет школоты, что пытает пародировать - ну выйдет тут новый Человек-Паук и Дедпул, они и забудут этот сериал. Почему мы помним Рембо и Робокопа? Да потому что разнообразия не было, информацию мы потребляли медленнее, мусолили ее, вникали, сейчас многое считывает поверхностно. Кто слаб - станет пацаном (поцем, т.е. "глупой свиньей" с идиша), сильному духом - нет нужды показывать свою силу, он применяет ее для защиты, а не во ограбление. Мы же не запрещаем "Крестного Отца" или "Славных Парней" - а там тот же сюжет, те же группировки, районы и такой же трагичный финал.