Материя - часть объективной реальности, а не ее эквивалент. Материя состоит из элементов.
Нематерия - еще одна часть объективной реальности. Если очень грубо и о некоторой области нематерии, то это область отношений между элементами материи, то есть Относительность, которая употребляется очень часто, но не определяется, по сути, вообще никак - употребляющими этот термин.
Ключ к такой структуре объективной реальности в независимости. Рационализм не предполагает возможность независимости. Кое-как и кое-где независимость в рациональных теориях постулируется, но вопреки требованиям рационализма.
Верифицированное знание доказывает само себя. Чтобы каждый раз не выяснять это, да это и невозможно, верифицированное знание должно соотвествовать некоторым априори заданным требованиям.
Так, например, рационализм пытался формулировать такие требования тремя-четырьмя догматами.
Что может работать верификатором? Полная внутренняя согласованность базовой модели. Рационализм претендовал на построение такой модели - осталось решить несколько "задач тысячелетия". Но нет, на сцену вышел некий Гёдель и ответил на эти претензии отрицательно.
Внутренняя согласованность возможна лишь для полной модели. Полную модель возможно написать лишь на языке математики. Рациональной такая математика быть не может - Гёдель.
Полная математика доказывает саму себя тривиальным образом, почему она и является верификатором. Полная математика, гипотетически, эквивалентна материи - они одинаково локализованы.
Нынешняя математика описательная. Где-то оно избыточная, в чем-то недостаточная, но непонятно как локализованная. Полная математика (гипотетически) эквивалентна материи, она сама описывает структуру (гипотетически) материи. Она сама описывает ту часть, которую мы не можем наблюдать, включая свои внутренние свойства.
Полная модель является инвариантом, то есть описывает универсальную форму материи, ограничивая варианты, которые возможно материализовать, формой. Инерция, гравитация, пространство, время и прочая есть свойства этого инварианта, а не элементов струтктуры этого инварианта. Полнота наделяет свойствами структуру, структура наделяет свойствами элементы структуры. Полная модель открыта. Законы сохранения обеспечивает полнота.
Религиозный формализм и детали религиозной картины мира - вопрос вторичный. Необходимость религии, как таковой, возникает не на первых шагах познания. С вами об этом рано.
Если кратко - риторически. Правильный баланс объектвиной, субъективной и социальной реальностей лишает этот баланс смыслов. Смыслы возможны лишь для сознания, а в этом балансе следует обеспечить устойчивость еще и объективной реальности. Для возвращения смыслов в хорошо организованный социум, нам нужно предположить наличие сознания на еще более высоком уровне иерархии.
Традиционные религии успешно решают эту задачу. Для остальных будут работать культуры, формировать и развивать которые сложнее, культура требует бОльших усилий от человека и бОльших способностей, т.е. доступна далеко не всем и не в любом состоянии.
Здесь интересно другое. Уходя от любой догматики на старте познания, мы вынуждены будем вернуться к догматике - к вере - по ходу познания. Человек нуждается в реализации свободы, воли, веры и выбора.