Манипуляция это довольно широкое понятие. Что бы управлять человеком, группой людей или даже обществом используются разные методы. В случи человеком необходимо знать положительные и отрицательные качество, характер человека, взгляды, в некоторых случи предпочтения, вкус, все что возможно знать. Нет человека, который бы не подавался манипуляции из вне, уже в детском возрасте ребенок часто является под воздействием манипуляции. Сделай уроки получишь конфету или научись завязывать шнурки и мы поедем на выходных в горы, ну на самом деле подобных ситуации возникает очень много, и все это тоже виды манипуляции. Например у подростков это выглядит примерно так. "Ну ты что, слабак, дай ему сдачи", и это самая настоящая манипуляция. " Дай мне списать пожалуйста, ты же хороший человек")). Что первое в голову лезет, то и пишу). Подобных способов так много, что можно книгу написать). Почему последнее предложение считается манипуляцией не сложно увидеть. Во первых кто не хочет быть хорошим человеком), а во вторых, делается акцент на жалость, очень важно интонация произнесенной фразы. Но если подумать, должен ли хороший человек давать списывать. Так или иначе, манипуляция это своего рода искусство воздействовать на других, но только положительно, если манипуляция используется в отрицательных целях, то это уже преступление. Важно отметить, можно манипулировать человеком и не знать об этом, так же как и попасть под манипуляцию. Вопросе сказано, как понять что вами манипулируют, а как понять когда человек сам манипулирует. Не обязательно этому учится, тем более знание подобных вещей не даст особого, существенного скажем прироста, в умении манипулировать, но существуют люди имеющие природные задатки манипулятора, как правило это властные, порой умеренно импульсивные люди. Строгость учителя это тоже способ манипуляции, учитель строг не потому что он таков по существу, его строгость необходимое условие для подчинения учеников к своим требованиям. Но это не значит что строгость является единственным методом манипуляции детьми в образовательных учреждениях. Тем более в современном мире, порой уже сложно определить кто кем манипулирует, учитель над учеником, или ученик над учителем, и это очень печально.
Рекламы, телевидение, и т. д., это немного уже другой вид манипуляции, так как преследуют немного другие цели. Приведу такие примеры которые были бы во первых просты, а во-вторых удобные для понимания. Например обществу не нравится одевать красный шарф, ну не хочется, хочется без шарфа ходить или другой цвет в крайнем случи надеть, но нет нам предлагают этот красный шарф со славами ну, если не хотите красны, тогда наденьте желтый, но учтите, что мы вас уже предупреждали. Это не просто скрытая манипуляция, когда у человека выбор между плохим и очень плохим нужно знать, что подобное является самым настоящим подчинением воли. Не важно к чему это относится, картошке, петрушке или сочному на вид апельсину).
Разумеется что все это поверхностно, но на деле все намного существеннее, манипуляция это не просто управление это контроль, что в современном мире сделать намного легче чем когда либо. Одно дело когда человека подчиняли к физическому рабству, но волен был мыслить так как хотел, а другое дело когда мы мыслим не так как хотим, а так как за нас хотят, и при этом можем об этом и не знать.