Современное информационное общество использует все больше знаний. С одной стороны, возрастает потребность в изучении сущности знания, механизмов его возникновения и усвоения. С другой стороны, существует потребность в развитии системного образования, которое позволяло бы давать целостную жизнеспособную картину мира.
Традиционное школьное и вузовское обучение ориентировано на формирование в основном предметных знаний, которые являются по своей природе статичными. Их можно воспроизводить, тиражировать, но не преобразовывать в жизненный опыт. Традиционное обучение предполагает передачу готового знания. Происходит знакомство учащихся с копией знаний. Эта копия по существу для них является информацией. Таким образом, происходит воспитание потребителей информации.
Образование, в особенности самообразование, предполагает индивидуальное отношение к существующему знанию, творческое и самостоятельное его использование в жизни, создание нового знания.
Понимание важнее знания и информации. Информация отвечает на вопросы “кто”, “сколько”, “где”, “когда” и так далее. Знание отвечает на вопрос “как”. Понимание отвечает на вопрос “почему”. По результатам одного исследования примерно 68% современных старшеклассников тяготеют к информации, 10% к знаниям и 2% к пониманию.
Сегодня важно уже не просто познавать, а исследовать. Не просто
исследовать, а находить собственные решения проблем. Уметь открывать новое знание.