В ГИА-11 включаются две письменные работы, требующие знания русского языка и литературы и существенно отличающиеся друг от друга по цели проверки знаний и умений выпускника и форме построения. В чём же их основные отличия ?
1.1 Итоговое сочинение (ИС) по литературе, по сути, допуск к Государственной итоговой аттестации. От этого сочинения зависит будет ли выпускник допущен вообще итоговым испытаниям, то есть по всем предметам: обязательным и выбранным.
1.2. Единый государственный экзамен по русскому языку состоит из 27 заданий, которые необходимо выполнить в течение предусмотренных 3 часов 30 минут.Сочинение-эссе включёно в экзамен по русскому языку, это 27-е задание
2.1. Основная цель ИС – проверка логического мышления, речевого развития и эрудиции выпускников. Поэтому и выделены два основных критерия: первого слитого воедино – соответствие теме и самостоятельность мышления (самостоятельность написания) и объём (не менее 250 слов). Оценивается работа по пяти критериям: К-1 Соответствие теме; К-2 Аргументация с опорой на литературный материал; К-3 Композиция; К-4 Качество речи; К-5 Грамотность.
2.2 Основная цель сочинения-эссе – комплексный анализ исходного текста: формулирование проблемы, позиции автора, изложения собственной позиции по проблеме исходного текста.
3.1. Основная задача ИС – раскрытие проблемного вопроса на примере произведений литературы (желательного двух). То есть, главное – тема.
3.2.Основная задача сочинения-эссе – анализ предложенного текста по указанным векторам. Оценивается по двенадцати критериям.
В качестве дополнения-уточнения:
- На экзамене 6 декабря (по литературе) у вас есть выбор: несколько тем и соответственно несколько произведений художественной литературы.
На экзамене по русскому языку вам попадется один-единственный текст, и только по нему вы должны написать сочинение – без вариантов ((
- Декабрьское сочинение на свободную тему, то есть вы вольны в своих мыслях: пишете, что нравится и хочется (только в тему, конечно) и находите подтверждение своим мыслям у великих (имеются в виду писатели). Часто на одну и ту же проблему разные великие и смотрят по разному.
На ЕГЭ быть вольным в своих мыслях не получится: вы должны понять предложенный текст, мысли его автора; и не только понять, но и раскрыть.
- Направления декабрьского сочинения публикуются заранее, и мы примерно представляем, как готовиться, что читать и т.д.
На ЕГЭ по русскому языку вам попадется непредсказуемый текст (легкий или трудный, как повезет). Вам нужно будет определить, какая проблема взволновала автора текста, доказать, что именно эта проблема, опираясь на текст, и поделиться, что вы по этому поводу думаете… Вернее, подробно раскрыть, почему вы так думаете (можно сослаться на произведение, фильм и т.д., но делать это не обязательно).
Бедные дети!Мы такого не писали-такая задача не всякому литератору по силам..
А в чём проблема для детей, ну кроме критериям оценки К-2, который ставит в несколько затруднительное положение?