В преддверии нового учебного года. К ЕГЭ

Итоговое сочинение (6 декабря 2023 г.)– это допуск к основным экзаменам ГИА 2024 и оценивать работу эксперты будут по системе «зачет»/«незачет».

2

Сразу стоит заметить, что система оценивания данной работы существенно проще, чем для сочинения ЕГЭ по русскому языку или сочинения ЕГЭ по литературе. Прежде чем начать проверку по основным критериям, эксперты устанавливают соответствие работы двум основным:

  1. Самостоятельность написания.
  2. Объем текста более 250 слов (оптимально 350+).

Сочинения, не соответствующие хоть одному из двух основных критериев автоматически получают «незачет». Получить «зачет» в целом за итоговое сочинение достаточно просто. Для этого необходимо получить «зачет» по трем критериям (обязательно по 1 и 2, а также хоть одному из оставшихся):

К-1 Соответствие теме

К-2 Аргументация с опорой на литературный материал

К-3 Композиция

К-4 Качество речи

К-5 Грамотность (Этот критерий будет оценен как «незачет», если на каждые 100 слов сочинения эксперт выявит более 5 ошибок любого типа. Это значит, что при объеме 300 слов суммарно должно быть менее 15 ошибок). Значительное послабление.

За идеальное сочинение к тому же можно получить дополнительные 10 баллов к сертификату ЕГЭ….

Подробнее: https://2024god.com/itogovoe-sochinenie-po-literature-v-2024-godu-temy-napravleniya/

Структура сочинения:

1 Вступление 15-20% 1 абзац (70-80 слов)

2 Основная часть (2 аргумента) 60-70% 2 абзаца (100-120 слов в каждом абзаце)

3 Заключение (итог, обобщение) 15-20% 1 абзац (70-80 слов) При этом нужно помнить, что Вступление и заключение вместе взятые составляют 1/3 часть всей работы и должны быть “закольцованы”. Кроме того, абзац строится по принципу большого текста: Зачин (вступление), развитие мысли (основная часть), микровывод (заключение).

Образец

Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

Вступление

Зачин: Уже много лет одни люди считают, что можно отбросить чувства и положиться на разум, другие же, напротив, отдают предпочтение чувствам, а не разуму. Развитие мысли: Однако без чувств, руководствуясь лишь логикой, мы не способны будем познать в полной мере любовь, привязанность, радость, сострадание, печаль, гнев, ревность, отчаяние и многое другое. Наша жизнь потеряет всякие краски. Но, с другой стороны,  если чувства не будут ограничены разумом, человечество может прийти к хаосу. Стоит только представить, что случится, если каждый человек в мире будет действовать согласно порыву чувств, забыв о всякой логике и здравомыслии. Микровывод: На мой взгляд, в каждом человеке должна существовать гармония между чувствами и разумом. Ведь только в гармонии – залог формирования прекрасной человеческой души.

Основная часть

1 аргумент:

Зачин: Вспомним древнерусский памятник литературы “Слово о полку Игореве”.

Главный герой « Слова…» – князь Игорь Новгород-Северский – смелый, отважный воин, горячий патриот, считавший, что  “лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну!”

Развитие мысли: За год до описываемых событий, Святослав (двоюродный брат Игоря), правивший в Киеве,  одержал победу над кочевниками, половцами – врагами Руси. Игорь не смог тогда участвовать в походе. Досада на распутицу, помешавшую ему присоединиться к дружине Святослава, прославившего себя победой над половцами, страх, что его могут обвинить в трусости или предательстве, ненависть к врагам земли русской, желание собственной славы стали причинами нового похода. Чувства овладели князем. Необходимости в нём не было: половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако разум отступил на второй план, Игорь выступил против кочевников и потерпел поражение. После плена и побега из него Игорь осознаёт свою ошибку, осуждает усобицу.  Именно поэтому поёт автор славу князю в конце произведения.

Микровывод: Следовательно, можно сделать вывод: чувства дают опыт душевных переживаний, радостей и страданий, разум же, опираясь на этот опыт, помогает человеку принимать решения, достойные мудрого человека.

2  аргумент:

Зачин: В рассмотренном нами примере чувства выступают против разума, но в классической литературе есть и примеры обратного.

Развитие мысли: В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» страшная, ошибочная теория «крови по совести», построенная на холодных логических выводах, исключающая чувства, сделала его героя, Родиона Раскольникова, преступником. Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы. Однако он не учитывает тот факт, что у каждого человека есть совесть, нравственный стержень, душа, которые в любой момент могут “восстать” против рассудочных выводов и решений. В начале романа “живую”, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова подавляет холодный, одержимый идеей разум. Совершив преступление, Раскольников испытывает душевные страдания, муки, ставшие его наказанием. В конце произведения духовное начало героя  одерживает победу. Доброта, отзывчивость, сострадание, любовь Сони помогают ему вернуться к людям, обрести надежду на полноценную жизнь.

Микровывод: Эта книга – яркий пример борьбы героя с самим собой, холодного разума и горячих чувств, пробивающих дорогу к жизни и любви. Вывод, который помогает сделать нам автор, прост: ни в коем случае в угоду антигуманных умозаключений нельзя вступать в конфликт с самим собой, своей совестью, переступать черту нравственности

Заключение

Зачин: Подводя итог, я утверждаю, разум и чувства должны идти рука об руку, составлять гармоничное единство. Развитие мысли: «Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», – говорил В.Г. Белинский. Микровывод:И  с этим трудно не согласиться. ( 530 слов)

 

+1
1
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
2

Автор: Larissa Chebaturkina

Литература, Русский и Родной язык,

В преддверии нового учебного года. К ЕГЭ: 5 комментариев

  1. ЕГЭ бояться не стоит. Не стоит и осуждать его за обязательное следование алгоритму написания, которое только на первый взгляд трудно соотносится с требованием “самостоятельность написания”. ЕГЭ только форма, а содержание – это целиком твоя самостоятельность. Звучит смешно. Но факт.

    2
  2. Мне вот интересно, как так получилось, что сочинение выродилось в: найди аргументы у известных авторов и перечисли их, твои то мысли нас не волнуют. Если раньше это было исключительно в голове у оценивающего, то теперь прямо в критерий оценки вынесли.

    0
    1. Немного не так. Именно твои мысли и волнуют. (смотри второй главный критерий) Из своих мыслей, суждений ты формулируешь тезис. А вот к тезису уже подбираешь аргументы. Это действие требует более качественного подхода к изученному, более умелого использования изученного материала

      0
      1. Тут собственно две проблемы:
        1. Что если тезис не имеет подтверждений в литературе? Правильно, он не может быть высказан поскольку аргументом может быть в данном случае только стороннее произведение, потому как иные аргументы не будут приняты проверяющим просто потому что не соответствуют формальному критерию оценивания.
        2. В самой подсказке на картинке указывают, высказывай тезис под который ты знаешь больше готовых аргументов в литературе. Не тезис на который тебе лично есть что сказать, а только тезис к которому есть аргументы с определённым критерием.

        В принципе то понятно почему критерий оценивания именно такой, потому что он не требует от проверяющего думать, под это собственно всё ЕГЭ и заточено.

        0
        1. Это предубеждение :”критерий оценивания именно такой, потому что он не требует от проверяющего думать, под это собственно всё ЕГЭ и заточено”. Даже не так, это суждение человека далёкого и от ЕГЭ, и от проверки работ. Советы в картинке поместила специально для того, чтобы они были прочитаны и поняты ещё до того как…
          Аргументы к тезису по наибольшему количеству, потому что на экзамене дети ведут себя по-разному. Некоторые могут так переволноваться, что делают ошибки в написании собственной фамилии.

          0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...