В Ньютоновской механике время было простым параметром. В системах из одного-двух тел можно было поменять знак у времени и скоростей, — и концы в воду. Никто ничего не заметит. Если уж система прикатила из “А” в “В”, то она столь же хорошо, по той же траектории укатит из “В” в “А”.
Потом появились паровые машины, стали интересоваться многочастичными (больше двух) системами и возникла термодинамика.
В задачах термодинамики частиц было много, а интересовалась она вначале равновесными состояниями. Выяснилось, что равновесные состояния просто наиболее вероятные (второе начало, возрастание энтропии). Время уже не повернёшь, смесь так просто не разделяется по бутылкам из которых выливали компоненты, но упорядоченной структуры тоже не получишь. Можно даже посмотреть, как поведет себя система, если слегка нарушить равновесие (капнуть из одной бутылки). Предсказуемо поведёт. Более того, её поведение зависит от граничных, а не начальных условий. Существенно, что эволюция системы руководствуется величиной какого-нибудь потенциала, не энергией, так свободной энергией (F=U-TS). Конечное её состояние определяется однозначно и эволюцию живого не напоминает, память о прошлом не сохраняет.
Но как только отклонение от равновесия становятся достаточно велики, переходят “красную черту”, возникают варианты. Система становится способной усложниться и приобрести макроскопическую пространственную или временную структуру. Более того, эта структура зависит от начальных условий, причём так, что незначительные вначале различия нарастают как снежный ком (погода) и становятся принципиально непредсказуемы. Вдали от равновесия система может стать крайне чувствительна к внешним полям. Несущественный в равновесии толчок может загнать её в новое состояние.
Итого, впадая в грех редукционизма, можно прийти к выводу, что не только под лежачий камень вода не течёт, но и любая система в слабонеравновесном состоянии склонна к деградации, но никак не к усложнению.
Насколько это хорошо – дело вкуса.
Читая Пригожина и вспоминая С Новым годом Медведя
+1
1
+1
1
+1
+1
1
+1
1
+1
+1
Интересно, конечно-но какого Пригожина Вы читали?А то мне так и видится тот, который нынешним летом навернулся с самолета.Он тоже пытался равновесие системы нарушить-вот она и отреагировала..
А Вы, Анна, читали Пригожина? И если да, то зачем?
Читать не читала-но слушала неоднократно.Экспрессивный был чел- ну да не повезло маленько.Не он первый, не он последний..
Илью. Нобелевка за термодинамику.
Понятно, спасибо
Уже с тремя телами ньютоновская механика начала буксовать, а Вы пытаетесь перенести положения механики в человеческую жизнь? А то, что к деградации ведёт всякая система, то это вывод не считающийся с историческими фактами – кажущаяся деградация, это фундамент для подъёма.
Видно плохо я написал. Но за редукционизм извинился, это раз. Положения механики никуда не переносил. Только отметил, что у Ньютона нормального (анизотропного, однонаправленного) времени нет. Это не только Ньютоновской механики беда. Со временем плохо и в ОТО, и в квантовой механике.
Термодинамика сразу нарисовала стрелу времени, но в конце этой стрелы ничего кроме тепловой смерти не возникало. Народ интересовался, как при рождении Вселенная была столь упорядочена, что бы потом, деградируя, родить столько всего интересного.
Объяснение возможности усложнения (что возможность есть химики, биологи, историки и сами знали) появились в середине прошлого века. И именно для сильно неравновесных, нелинейных систем. Там этот вариант не обязателен, но возможен.
И ещё раз, примите извинения за редукционизм.
О!!! это не для меня… И причём здесь Новый год и Медведь?
Пожалуй, законспирируюсь, чтобы не выявить своё нарушение системы.
Всё-таки, Андрей, в Вас очень много от Песталоцци… Неутомимый просветитель!
Как филолог гуманист скажите какие нехорошие слова (кроме ячейки Бенара) я употребил?
Андрей, как я могу выявить хорошие и нехорошие слова, если именно как филолог-гуманист ни бельмеса не поняла, о чём Вы написали. Именно поэтому и захотелось законспирироваться, чтобы глупость свою не выдать… Но пришлось.
А вот Ваше желание сеять разумное, вечное в массах не могла не отметить, поэтому и сравнила с Песталоцци и его бескорыстием в распространении своих взглядов на просвещение.
С наступающим!
Не судите строго!