Ангел Леонардо да Винчи

В истории много историй, об учителях, побеждённых своими учениками. У Леонардо да Винчи по легенде о «побеждённом учителе» таковым являлся прославленный флорентийский художник – Андреа дель Верроккио

3
Как много оказывается в истории случаев, когда учитель считал себя побеждённым своим учеником. Все мы помним хрестоматийный пример: Г.Р. Державин, затем В.А. Жуковский отдали пальму первенства в стихосложении А.С. Пушкину. А из современной истории – случай из жизни Израиля Моисеевича Гельфанда (1913—2009) – одного из величайших математиков XX века, автора множества теоретических работ и прикладных исследований с применением математического метода в области физики, сейсмологии, биологии, нейрофизиологии, медицины, который даже не закончил 10 классов школы, не был студентом, а сразу был зачислен в аспирантуру… Когда Израиль Гельфанд окончил девятый класс школы в небольшом местечке под Одессой, учитель математики сказал ему: “Изя, дорогой, я больше ничему тебя не смогу научить!..”
С Леонардо да Винчи связана подобная легенда о «побеждённом учителе».
В возрасте 15-ти лет Леонардо стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских художников – Андреа дель Верроккио. Верроккио был не только знаменитым художником и выдающимся инженером, но и талантливым педагогом. Он с удовольствием занимался со своим учеником, радуясь совпадению их интересов.
К сожалению, совпадали и их недостатки: ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить латынь и фресковую технику. Кто знает, может быть мы до сих пор наслаждались «Тайной вечере» в первозданном, не отреставрированном виде. А о слабом владении латынью Леонардо жалел до конца своих дней. Но рождению своих опережающих время инженерных гипотез и изобретений Леонардо, бесспорно, должен был Верроккио.
В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Верроккио “Крещение Христа”, написанная в традициях византийской живописи, приёмы которой не рождали у зрителя ощущения объёма, глубины, не создавали впечатления пространства. Да в византийской школе к этому и не стремились. Давая лишь намёк на действительность, византийские художники стремились передать духовное содержание их эпохи. Они создавали величественные образы-символы, как бы бестелесные и условные, как и пейзаж, да и вся композиция.
Переднего ангела слева писал Леонардо. Об этом ангеле Джорджо Вазари отозвался так: …ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио. Это явилось причиной того, что (по легенде) никогда больше Андреа не хотел прикасаться к кисти, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него самого”. На самом деле Верроккио до конца жизни писал картины, здесь свидетельство Вазари неточно. Но, конечно же, творение ученика поразило мастера, об обидах не могло быть и речи.
Этот ангел, такой естественный в своём совершенном изяществе, такой пленительный в своей робости и одухотворённости, такой грациозный, с лучистым и глубоким взглядом, что другие фигуры кажутся скованными в движениях, угловатыми. Этот ангел, по замечанию Вероккио, “может легко повернуться и дышать свободно”… Хоть и слабо ещё это новое дыхание, робка ещё юная мощь Ренессанса, особенно заметная в сопоставляемых деталях: утончённая плавность драпировки ангела и рисуночный колючий узор пальмового дерева над ним.
Но ангел Леонардо – это не только ангел, запечатлённый в картине Верроккио, это и сам мастер, признавший совершенство работы своего ученика, расправивший ему “крылья таланта” своим заверением, что никогда не прикоснётся к кисти, никогда не напишет ничего лучше, чем ангел Леонардо. Андреа дель Верроккио стал ангелом, принесшим благую весть своему ученику, заверение в его чудесном даровании. Очень символично, на мой взгляд, что одной из первых самостоятельных работ Леонардо стала картина “Благовещенье”.
Какая глубина пространства: вдали видны утопающие в лёгкой голубой дымке море и горы, точно переданы все мельчайшие изменения оттенков цвета в атмосфере. Какое мастерство в изображении повзрослевшего ангела, точность в передаче грациозных движений. Этот ангел тоже “дышит свободно”.
А какое внимание к одеждам Девы и ангела. У Вазари читаем, что Леонардо “…иногда делал глиняные модели фигур и драпировал их смоченными в гипсе тканями. Когда складки застывали, он зарисовывал их”.
За каждой деталью, каждой линией на полотне Леонардо скрывается мысль юного художника, равная слову поэта или писателя. Эту особенность творчества Леонардо да Винчи отмечал и итальянский искусствовед Адольфо Вентури: “Рисунок для Леонардо подобен букве, слову, фразе. Проводя линию карандашом, углем или пером, художник говорит. Его письмо следует за ходом мысли, выявляет взгляд мастера на природу вещей”.
Этот особенный взгляд Леонардо да Винчи на природу вещей появился у художника благодаря Андреа дель Верроккио.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
3

Автор: Larissa Chebaturkina

Литература, Русский и Родной язык,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вычислите: *Капча загружается...

Авторизация
*
*

Вычислите: *Капча загружается...


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*

Вычислите: *Капча загружается...


Генерация пароля

Вычислите: *Капча загружается...